Зрителям показали не древнюю легенду, а авторскую, то есть то, что могло быть, но не было. В основе пьесы лежит одна из легенд, опубликованных в книге «Легенды Долины царей» Саяны Ондур, которая была выпущена в 2016 г. Автор рассказала, что на написание серии легенд её вдохновили находки из кургана «Аржаан-2», связанные со скифским периодом. Среди золотых экспонатов автор пьесы увидела нить бус из янтаря, который не добывался на территории Тувы. Так родилась легенда о янтарных бусах.
Легенда повествует о двух влюбленных: Алдаре (Уран-оол Стал-оол) и Алдын (Салбак Тюлюш). Их история разворачивается на фоне событий древнескифского времени. Но спектакль начинается с раскопок.
Занавес открывается и перед нами возникает полусфера, напоминающая курган. Вокруг бегают и суетятся археологи. Суета продолжается пока археолог (Ачыты Салчак) и аспирантка (Хемермаа Сайзан-оол) не находят янтарную нить. Как в жизни у автора пьесы, так и на сцене эта находка все меняет. Это событие как бы возрождает историю любви былых времен. Новый мир, незнакомый и легендарный оживает перед зрителями.
У каждого народа есть своя история трагической любви девушки и юноши. Как правило, это любовь неравных по своему статусу героев или детей враждующих семей. А еще они могут стать жертвами обычаев и традиций, жертвами власти правителей или власти родителей. Не обошла эта участь и данных героев.
Алдар отважный воин, который принес своему хану победу в битве с врагами, Алдын — племянница степного хана Арбак-Сай (Айдыс Даржай). Алдын прекрасна и нежна, Алдар мужественен и решителен. Они любят друг друга, но они не равны по статусу. Хан дает обещание поженить их в случае победы. Но пока Алдар воюет. Алдын выдают замуж за Когел-Хаан. Но если Когел-Хаан (Олег Сат, заслуженный артист Тувы) и его сын от первого брака Туметей (Онер Кызыл-оол) влюбляются в Алдын, то свекровь Кадын (Ляна Ондур, заслуженная артистка Тувы) люто ее ненавидит за гордость и свободолюбие. Она сама была такой, но ее сломали в свое время и подчинили. А Алдын не хочет ломаться и подчиняться. Ляна Ондур великолепная, эмоциональная, яркая актриса с прекрасным исполнением вокальных партий. Образы мужских героев будто выточены из камня. В общем, все герои прошлого интересны и монументальны. Немного излишне суетливы и поверхностны археологи.
Спектакль поднимает темы социального неравенства, политических браков, войны и мира, проблемы жертвенности, любви, верности, сохранения рода, ревности и мести.
Костюмы художника Кулчаана Шоюн сделаны в историческом стиле. Актеры в них на сцене гармоничны и эпичны. Спектакль музыкальный, все главные герои поют (композитор – Урана Хомушку). Звучит во время спектакля и знаменитое тувинское горловое пение, поражая своеобразием звучания всех зрителей.
Декорации, как и в большинстве театров сегодня, минималистичны. На протяжении всего действия на сцене находится импровизированный курган в виде полусферы, которая периодически преобразуется в шатер, из которого выходят действующие лица. Прекрасно обыграны сцены езды на конях — актеры на канатах раскачиваются в такт лошадиных скачек.
Все в этом мире проходит,
Время стирает лица,
Время песком заносит
Вечные города.
Но только любовь неподвластна
Силам земным и небесным.
Лишь ей дано сквозь столетья
Бессмертной песней лететь. (Из текста спектакля)
Спектакль идет на тувинском языке с синхронным переводом на русский.
Перед началом спектакля в фойе для зрителей была организована фотовыставка золотых изделий скифского периода, обнаруженных при раскопках кургана «Аржаан — 2», а также небольшая фольклорная программа в исполнении Этно-группы «ШаалааШ» Национального театра. После спектакля ВРИО полномочного представителя Республики Тыва в городе Москве Новиков Михаил Александрович от имени Главы Республики Тыва Владислава Товарищтайовича Ховалыга со сцены поздравил тувинский национальный театр с успехом и вручил почётное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Тыва» режиссёру-постановщику музыкальной драмы «Янтарные бусы», заслуженному деятелю искусств России и Калмыкии, почётному работнику культуры Азербайджана Борису Манджиеву.
Спектакль был показан в рамках VI театрального фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», благодаря которому жители и гости Москвы смогли с сентября месяца посмотреть лучшие региональные театральные постановки.
Курган Аржаан-2 — захоронение скифского вождя второй половины VII века до н. э. В Пий-Хемском районе республики Тыва. Диаметр — 80 м, высота — 2 м. Впервые исследован в 1997 году. Раскопан в 2001-2003 гг. российско-германской экспедицией (К. В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер)
В Аржаане-2 найдено 23 кг золотых изделий бытового и культового характера, выполненных в «зверином стиле» с высочайшим ювелирным искусством. Основная часть предметов находится в республиканском музее Тывы (г. Кызыл), часть — в Государственном Эрмитаже. Кроме этого в кургане были обнаружены и массовые захоронения людей и лошадей. Также здесь находились останки супружеской четы, принадлежавшей к скифской элите.
Тувинский государственный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола был основан в 1936 году в качестве театральной студии. Театр-студия реорганизована в государственный музыкально-драматический театр в 1940 году. Театр носит имя тувинского актёра и драматурга заслуженного артиста РСФСР Виктора Шогжаповича Кок-оола.
Людмила Шерова