Вечная трагедия «маленького человека»

Рецензии на спектакли
13 ноября на сцене московского театра Et Cetera состоялся показ спектакля "Акакий", режиссёром которого выступил Сергей Васин из Луганского академического русского драматического театра им. П. Луспекаева.

Его работа была продемонстрирована в рамках седьмого Биеннале театрального искусства под названием «Уроки режиссуры«. В этом году молодые режиссёры из разных городов предоставляли свои постановки на суд более опытному поколению. Ниже речь пойдёт о неувядаемой классике и о том, как любопытно можно интерпретировать её в пределах театра, который постоянно меняется, экспериментирует, ищет новые формы.

Вечная трагедия "маленького человека"

   Ещё до похода в театр спектакль Васина подкупил своей аннотацией — «Акакий» представляет из себя моноспектакль, а единственную роль играет женщина. Заядлые скептики вскипели бы: «Куда ей до Ролана Быкова или Марины Неёловой?!» Да, Марина Мстиславовна почти 20 лет назад появилась в спектакле Валерия Фокина в роли Башмачкина. Но актриса Наталья Бутко была настолько убедительна и органична в своём перформансе, что в разных эпизодах со сцены веяло материнской заботой и теплом, обиженностью, горечью, одиночеством, перед взглядом зрителя представал дважды смиренный Акакий — едва ли не Христос. 

   Конечно, Сергею Васину приходилось творить в непростых, так скажем, условиях, когда всю мужскую часть труппы мобилизовали. Тут всплывает парадокс — безобразия войны и обстоятельства, в которых вынуждены существовать люди, рождают нечто прекрасное, необычное, рождают маленькое чудо вопреки всему. В данном случае появилась очередная интересная версия гоголевской «Шинели», показывающая, насколько же всё-таки это неоднозначное, многослойное и сложное произведение, к которому хочется периодически возвращаться.

Вечная трагедия "маленького человека"

   Возвращаться, чтобы приблизиться к пониманию, почему одни люди обижают других, почему кто-то молча сносит эти обиды. Всего лишь приблизиться, но не понять, отчего так худо живётся человеку, который не совершает зла. История Акакия Башмачкина это история невероятного инфантилизма. Но лишь с одной стороны. Ещё это портрет фаталиста, который лишь следует своей Судьбе, никак не пытаясь изменить её. Или это невозможно? А Судьба нависла над ним с самого рождения, ещё при выборе имени. И стал наш герой покладистым, кротким Акакием, а не благословенным Варухом или невредимым Соссием.

   «Шинель» можно назвать наследницей античной трагедии. И этот неиссякаемый трагизм и оставленность главного героя очень точно смогли передать Сергей Васин и Наталья Бутко в спектакле хронометражом всего в 60 минут. Используя минимум пространства и выразительных средств (хотя одна огромная шинель чего стоит) создатели «Акакия» демонстрируют знакомый и актуальный во все времена сюжет, в основе которого лежит убийственное людское одиночество, заставляющее человека ставить не те цели, попросту сбивает с пути.

Вечная трагедия "маленького человека"

   Для меня Акакий Башмачкин всегда был человеком вызывающим жалость. А ещё романтиком и замечтавшимся дурачком, которого запросто могла сбить карета. Вот крупица такого романтика есть и в образе, созданным Натальей. И в данном случае как будто и правда референсом был Ролан Быков из «Шинели» 1959 года. Всё-таки роль Башмачкина настолько уникальная и сложная, что её можно сравнить разве что с Гамлетом. Поэтому в череде мужских исполнителей вдвойне отрадно видеть отважную Наталью Бутко. К слову, непростого персонажа отметил и народный артист России Авангард Николаевич Леонтьев, до сих пор появляющийся на театральных подмостках в роли Акакия Акакиевича.

   Актёр не стал хвалить или ругать спектакль, а произнёс большую речь о том, как всё-таки сложен образ этого задрипанного титулярного советника, сотканный из мельчайших деталей, что сам он недоволен собственным воплощением и что есть ещё над чем работать. А ведь не своеобразная ли это похвала? Когда такая величина начинает размышлять о тщетности своих усилий, то это значит, что спектакль отозвался в зрителе, заставил проникнуться. Лично меня он натолкнул на следующую мысль — нет «маленьких людей», есть те, которые мнят себя слишком «большими». 

Поделиться с друзьями

Город: Москва
День рождения: 5 марта 1994

Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.