Его работа была продемонстрирована в рамках седьмого Биеннале театрального искусства под названием «Уроки режиссуры«. В этом году молодые режиссёры из разных городов предоставляли свои постановки на суд более опытному поколению. Ниже речь пойдёт о неувядаемой классике и о том, как любопытно можно интерпретировать её в пределах театра, который постоянно меняется, экспериментирует, ищет новые формы.
Ещё до похода в театр спектакль Васина подкупил своей аннотацией — «Акакий» представляет из себя моноспектакль, а единственную роль играет женщина. Заядлые скептики вскипели бы: «Куда ей до Ролана Быкова или Марины Неёловой?!» Да, Марина Мстиславовна почти 20 лет назад появилась в спектакле Валерия Фокина в роли Башмачкина. Но актриса Наталья Бутко была настолько убедительна и органична в своём перформансе, что в разных эпизодах со сцены веяло материнской заботой и теплом, обиженностью, горечью, одиночеством, перед взглядом зрителя представал дважды смиренный Акакий — едва ли не Христос.
Конечно, Сергею Васину приходилось творить в непростых, так скажем, условиях, когда всю мужскую часть труппы мобилизовали. Тут всплывает парадокс — безобразия войны и обстоятельства, в которых вынуждены существовать люди, рождают нечто прекрасное, необычное, рождают маленькое чудо вопреки всему. В данном случае появилась очередная интересная версия гоголевской «Шинели», показывающая, насколько же всё-таки это неоднозначное, многослойное и сложное произведение, к которому хочется периодически возвращаться.
Возвращаться, чтобы приблизиться к пониманию, почему одни люди обижают других, почему кто-то молча сносит эти обиды. Всего лишь приблизиться, но не понять, отчего так худо живётся человеку, который не совершает зла. История Акакия Башмачкина это история невероятного инфантилизма. Но лишь с одной стороны. Ещё это портрет фаталиста, который лишь следует своей Судьбе, никак не пытаясь изменить её. Или это невозможно? А Судьба нависла над ним с самого рождения, ещё при выборе имени. И стал наш герой покладистым, кротким Акакием, а не благословенным Варухом или невредимым Соссием.
«Шинель» можно назвать наследницей античной трагедии. И этот неиссякаемый трагизм и оставленность главного героя очень точно смогли передать Сергей Васин и Наталья Бутко в спектакле хронометражом всего в 60 минут. Используя минимум пространства и выразительных средств (хотя одна огромная шинель чего стоит) создатели «Акакия» демонстрируют знакомый и актуальный во все времена сюжет, в основе которого лежит убийственное людское одиночество, заставляющее человека ставить не те цели, попросту сбивает с пути.
Для меня Акакий Башмачкин всегда был человеком вызывающим жалость. А ещё романтиком и замечтавшимся дурачком, которого запросто могла сбить карета. Вот крупица такого романтика есть и в образе, созданным Натальей. И в данном случае как будто и правда референсом был Ролан Быков из «Шинели» 1959 года. Всё-таки роль Башмачкина настолько уникальная и сложная, что её можно сравнить разве что с Гамлетом. Поэтому в череде мужских исполнителей вдвойне отрадно видеть отважную Наталью Бутко. К слову, непростого персонажа отметил и народный артист России Авангард Николаевич Леонтьев, до сих пор появляющийся на театральных подмостках в роли Акакия Акакиевича.
Актёр не стал хвалить или ругать спектакль, а произнёс большую речь о том, как всё-таки сложен образ этого задрипанного титулярного советника, сотканный из мельчайших деталей, что сам он недоволен собственным воплощением и что есть ещё над чем работать. А ведь не своеобразная ли это похвала? Когда такая величина начинает размышлять о тщетности своих усилий, то это значит, что спектакль отозвался в зрителе, заставил проникнуться. Лично меня он натолкнул на следующую мысль — нет «маленьких людей», есть те, которые мнят себя слишком «большими».