Generic selectors
Только точные совпадения
Поиск по названию
Поиск по содержимому
Post Type Selectors
Фильтровать по категориям
Без рубрики
Боевики
Выбор редактора
График премьер
Детективы
Дорамы
Драмы
Кинотеатры Бугульмы
Кинотеатры Воронежа
Кинотеатры Грозного
Кинотеатры Екатеринбурга
Кинотеатры Казани
Кинотеатры Краснодара
Кинотеатры Москвы (список)
Кинотеатры Набережных Челнов
Кинотеатры Нижнекамска
Кинотеатры Ростова-на-Дону
Кинотеатры Самары
Кинотеатры Санкт-Петербурга
Кинотеатры Тулы
Кинотеатры Уфы
Комедии
Корейские дорамы
Криминал
Лучшие фильмы
Новости кино
Новости театра
Обзоры
Оскар 2021
Приключения
Рецензии на спектакли
Рецензии на фильмы
Русская озвучка
Семейные
Тайские дорамы
Театры Воронежа
Театры Казани
Театры Москвы
Театры Тулы
Трейлеры
Триллеры
Ужасы
Фантастика
Фильм на выходные с психологом
Фильмы онлайн
Фотоотчеты
Фэнтези

Цветы злодею! («Ричард III» в театре имени Моссовета)

Цветы злодею! («Ричард III» в театре имени Моссовета) Рецензии на спектакли

Во время поклонов многочисленные почитатели таланта Александра Домогарова несли и несли букеты цветов в таком количестве, что даже могучие руки короля Ричард III не смогли бы их удержать. Поэтому он складывал их прямо на сцене небольшим горкой, хотя премьера состоялась в 2020.

Классические постановки пьес Вильяма Шекспира большая редкость и «Ричард III» в театре имени Моссовета не стал исключением. Но я шла на Шекспира в постановке Нины Чусовой, и я увидела Шекспира.

Цветы злодею! («Ричард III» в театре имени Моссовета)

«Ричард III»— пожалуй единственная пьеса, в которой герой как бы ведет зрителя по сюжету своими монологами-мыслями, высказанными вслух. В самом начале он провозглашает свою готовность бороться за корону любыми средствами и исполняет свой план шаг за шагом. И на этом пути в жертву приносятся родные братья, племянники, друзья, соратники, женщины и дети.

Открывается занавес. Высокие мрачные стены и кто-то в глубине сцены наигрывает на фортепьяно и что-то там говорит. Наконец неуклюжая и громоздкая фигура встает и выходит на авансцену. Фигура заговорила: это одновременно исповедь и выстраивание планов. Ричард Глостер вызывает чувство отвращения. Уродство преувеличено, хромота излишня. Тот, кто читал пьесу помнит, что Ричард был искусным воином и героем, который завоевал своему брату Эдуарду IV (Михаил Филиппов) английскую корону. Нашего же Ричарда трудно представить с мечом в руках или соблазняющим женщину — леди Анну (Дарья Емельянова). Но когда сцена завоевания леди Анны начинается, диву даешься насколько он убедителен при всем его уродстве и явном лицемерии. Домогаров в Роли Ричарда убедителен и тогда, когда заверяет брата Кларенса (Владимир Андриянов) в своей любви, одновременно оплачивая его убийство, и когда убеждает герцога Бекингема (Валерий Яременко), что будет благодарен ему за помощь и так далее. Ричард III в исполнении Домогарова гениальный манипулятор.

Цветы злодею! («Ричард III» в театре имени Моссовета)

Но не все ему верят и поддаются его обаянию. Почти с самого начала Ричарда поносят за его уродство. Мать Ричарда (Ольга Остроумова) постоянно его клянет и отказывается считать своим сыном. Право, это не лучший способ воспитать доброго сына. К сожалению, людям свойственна брезгливость к физическим недостаткам и врожденному уродству. Так  воспитывают жестокосердие и корысть, калечат больных людей уже не физически, а морально! А ведь вначале пьесы Ричард еще ничего дурного не сделал. Не удивительно, что он утверждает, что «Если хочешь жить хорошо, то надо научиться обходиться без совести». И еще одну его фразу можно считать символом всей пьесы: «Как страшен мир! Зло напролом идет, а все молчат, воды набравши в рот.»  Вообще многие фразы Ричарда можно считать крылатыми и, к сожалению, справедливыми.

Примечательна сцена разговора Герцогини Йоркской матери Ричарда (Ольга Остроумова) с Ричардом перед боем, в котором ему суждено погибнуть. Она вспоминает о его рождении и юности, жалеет его, прощается с ним и проклинает. Обнимает, ласкает и отталкивает одновременно, но наконец-то становится матерью, а не просто ненавидящей фурией.

Вообще можно отметить как большое достижение женские образы главных героинь в спектакле. Это не наметки образов, которые можно увидеть в двух известных экранизациях пьесы Вильяма Шекспира «Ричард III» с гениальным Лоуренсом Оливье и Иэном Маккелленом.

Цветы злодею! («Ричард III» в театре имени Моссовета)

Очень ярким представлен образ Королевы Елизаветы (Екатерина Гусева). Во время спектакля она переживает несколько ипостасей. От жены действующего короля и красавицы, управляющей своим слабовольным мужем и пренебрегающей уродливым родственником, через образ безутешной матери, потерявшей мужа и двух сыновей и яркой обличительницы до счастливой матери жены нового короля.

Но такой ли  злодей Ричард III? Может быть он заложник своей судьбы? Ведь злодеев не мучает совесть, а его мучает. В сцене перед последней и решающей битвой ему являются его жертвы со своими проклятиями: «Тебе отчаянье и смерть!» Он мог бы сбежать от гибели, как сбежал в свое время Ричмонд, и вернуться потом с войсками. И мысль такая была. Но от себя не убежать. И он предпочитает умереть как воин. Сцена финальной битвы не очень удалась постановщикам. Лучше бы ее перенесли за кулисы. Но не может же быть все идеальным.

Ричард Глостер на пути к трону не сделал ничего чрезвычайного для своей эпохи, он даже не был супер тираном. Такие были времена и такие были нравы. Его предшественники приходили к власти в результате убийства своих предшественников. И следующий король Генрих VII-Ричмонд ( Алексей Трофимов) убивает Ричарда. И поэтому звучащая в финале фраза: «Да будет мир на долгие года!» представляется лишь пожеланием или мечтой, а не реальным будущим. Хотя Генрих VII правил 24 года в отличие от Ричарда III, удержавшегося на троне только 2 года.

Цветы злодею! («Ричард III» в театре имени Моссовета)

Кроме замечательной игры актеров можно признать весьма достойной работу сценографа Владимира Ерешко. Огромные передвижные стены быстро меняют сценическое пространство, а их подсветка меняет восприятие и настроение. Двухэтажные решетки напоминают клетки. Лестница является символом восхождения и падения. Нависающая над Ричардом в сцене перед битвой огромная люстра с кровавым подтеками усиливает эффект от мук его совести.

Верно найдены мизансцены и интонации. Костюмы представляют собой mix (смешение) разных времен и эпох, исторического и современного (Луиза Потапова). Например, леди Анна в первых сценах одета как тинэйджер. Хотя некоторые костюмы у меня вызвали раздражение. Герои периодически ведут себя как заядлые эстрадные певцы, берут в руки микрофон, поют, декламируют. На сцене надутые шарики, современные бокалы с шампанским. По залу разбрасывают листовки с предвыборными лозунгами единственного претендента на престол Ричарда III. Все это не мешает восприятию трагедии и не разрушает ее целостность.

Людмила Шерова

Фото с сайта театра

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 12 оценок, среднее 4.75 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.