Во время поклонов многочисленные почитатели таланта Александра Домогарова несли и несли букеты цветов в таком количестве, что даже могучие руки короля Ричард III не смогли бы их удержать. Поэтому он складывал их прямо на сцене небольшим горкой, хотя премьера состоялась в 2020.
Классические постановки пьес Вильяма Шекспира большая редкость и «Ричард III» в театре имени Моссовета не стал исключением. Но я шла на Шекспира в постановке Нины Чусовой, и я увидела Шекспира.
«Ричард III»— пожалуй единственная пьеса, в которой герой как бы ведет зрителя по сюжету своими монологами-мыслями, высказанными вслух. В самом начале он провозглашает свою готовность бороться за корону любыми средствами и исполняет свой план шаг за шагом. И на этом пути в жертву приносятся родные братья, племянники, друзья, соратники, женщины и дети.
Открывается занавес. Высокие мрачные стены и кто-то в глубине сцены наигрывает на фортепьяно и что-то там говорит. Наконец неуклюжая и громоздкая фигура встает и выходит на авансцену. Фигура заговорила: это одновременно исповедь и выстраивание планов. Ричард Глостер вызывает чувство отвращения. Уродство преувеличено, хромота излишня. Тот, кто читал пьесу помнит, что Ричард был искусным воином и героем, который завоевал своему брату Эдуарду IV (Михаил Филиппов) английскую корону. Нашего же Ричарда трудно представить с мечом в руках или соблазняющим женщину — леди Анну (Дарья Емельянова). Но когда сцена завоевания леди Анны начинается, диву даешься насколько он убедителен при всем его уродстве и явном лицемерии. Домогаров в Роли Ричарда убедителен и тогда, когда заверяет брата Кларенса (Владимир Андриянов) в своей любви, одновременно оплачивая его убийство, и когда убеждает герцога Бекингема (Валерий Яременко), что будет благодарен ему за помощь и так далее. Ричард III в исполнении Домогарова гениальный манипулятор.
Но не все ему верят и поддаются его обаянию. Почти с самого начала Ричарда поносят за его уродство. Мать Ричарда (Ольга Остроумова) постоянно его клянет и отказывается считать своим сыном. Право, это не лучший способ воспитать доброго сына. К сожалению, людям свойственна брезгливость к физическим недостаткам и врожденному уродству. Так воспитывают жестокосердие и корысть, калечат больных людей уже не физически, а морально! А ведь вначале пьесы Ричард еще ничего дурного не сделал. Не удивительно, что он утверждает, что «Если хочешь жить хорошо, то надо научиться обходиться без совести». И еще одну его фразу можно считать символом всей пьесы: «Как страшен мир! Зло напролом идет, а все молчат, воды набравши в рот.» Вообще многие фразы Ричарда можно считать крылатыми и, к сожалению, справедливыми.
Примечательна сцена разговора Герцогини Йоркской матери Ричарда (Ольга Остроумова) с Ричардом перед боем, в котором ему суждено погибнуть. Она вспоминает о его рождении и юности, жалеет его, прощается с ним и проклинает. Обнимает, ласкает и отталкивает одновременно, но наконец-то становится матерью, а не просто ненавидящей фурией.
Вообще можно отметить как большое достижение женские образы главных героинь в спектакле. Это не наметки образов, которые можно увидеть в двух известных экранизациях пьесы Вильяма Шекспира «Ричард III» с гениальным Лоуренсом Оливье и Иэном Маккелленом.
Очень ярким представлен образ Королевы Елизаветы (Екатерина Гусева). Во время спектакля она переживает несколько ипостасей. От жены действующего короля и красавицы, управляющей своим слабовольным мужем и пренебрегающей уродливым родственником, через образ безутешной матери, потерявшей мужа и двух сыновей и яркой обличительницы до счастливой матери жены нового короля.
Но такой ли злодей Ричард III? Может быть он заложник своей судьбы? Ведь злодеев не мучает совесть, а его мучает. В сцене перед последней и решающей битвой ему являются его жертвы со своими проклятиями: «Тебе отчаянье и смерть!» Он мог бы сбежать от гибели, как сбежал в свое время Ричмонд, и вернуться потом с войсками. И мысль такая была. Но от себя не убежать. И он предпочитает умереть как воин. Сцена финальной битвы не очень удалась постановщикам. Лучше бы ее перенесли за кулисы. Но не может же быть все идеальным.
Ричард Глостер на пути к трону не сделал ничего чрезвычайного для своей эпохи, он даже не был супер тираном. Такие были времена и такие были нравы. Его предшественники приходили к власти в результате убийства своих предшественников. И следующий король Генрих VII-Ричмонд ( Алексей Трофимов) убивает Ричарда. И поэтому звучащая в финале фраза: «Да будет мир на долгие года!» представляется лишь пожеланием или мечтой, а не реальным будущим. Хотя Генрих VII правил 24 года в отличие от Ричарда III, удержавшегося на троне только 2 года.
Кроме замечательной игры актеров можно признать весьма достойной работу сценографа Владимира Ерешко. Огромные передвижные стены быстро меняют сценическое пространство, а их подсветка меняет восприятие и настроение. Двухэтажные решетки напоминают клетки. Лестница является символом восхождения и падения. Нависающая над Ричардом в сцене перед битвой огромная люстра с кровавым подтеками усиливает эффект от мук его совести.
Верно найдены мизансцены и интонации. Костюмы представляют собой mix (смешение) разных времен и эпох, исторического и современного (Луиза Потапова). Например, леди Анна в первых сценах одета как тинэйджер. Хотя некоторые костюмы у меня вызвали раздражение. Герои периодически ведут себя как заядлые эстрадные певцы, берут в руки микрофон, поют, декламируют. На сцене надутые шарики, современные бокалы с шампанским. По залу разбрасывают листовки с предвыборными лозунгами единственного претендента на престол Ричарда III. Все это не мешает восприятию трагедии и не разрушает ее целостность.
Людмила Шерова
Фото с сайта театра