С 7-14 апреля 2022 года в театре у Никитских ворот прошла неделя мюзиклов, посвященная 85 летнему юбилею Розовского. Завершил ее популярный мюзикл «Три мушкетера» на музыку Максима Дунаевкого с песнями героев из одноименного фильма режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Многие из этих песен были в свое время настолько популярны, что казалось, что из каждого окна неслось: «Пора-пора порадуемся…»
Как утверждают источники, идея поставить «Трех мушкетеров» в качестве мюзикла родилась еще в 1974 году в головах трех человек — сценариста Марка Розовского, режиссёра Сандро Товстоногова и поэта Юрия Ряшенцева. Тогда они и поставили известный роман А. Дюма на сцене Театра Юного Зрителя. Они хотели взглянуть на перипетии четырёх мушкетёров с музыкальной и ироничной точки зрения. Именно этот спектакль и лег в основу экранизации, в которой Марк Розовский выступил не только сценаристом, но и исполнил куплеты о шпионах кардинала. Все это говорит о том, что мюзикл «Три мушкетера» вполне закономерно должен был появиться на сцене Театра у Никитских ворот, создателем которого и художественным руководителем является Марк Розовский.
Популярность источника — это всегда плюс, все все знают и заранее любят. И в тоже время минус — ты уже не ждешь, а что там дальше будет и чем дело кончится, ты только оцениваешь, так ли это верно сделано. Особенно, если знать всю предысторию музыкальной постановки произведения А. Дюма.
Я хотела посмотреть веселое музыкальное представление, поставленное по так мной горячо любимому в детстве роману. Я никогда не забуду, как плакала, когда погибал Д’Артаньян в последней части романа «Десять лет спустя». Правда, вот в фильме меня повзрослевшую покорил образ Атоса (В.Смехов), а не ’Артаньяна (М.Боярский)
И вот я в театре, смотрю, слушаю и…Лично у меня, особенно, во время первого действия было какое-то странное чувство, что что-то не так, чего не хватает или что-то лишнее. Может быть это было еще и от того, что после просмотра нескольких мюзиклов в театре, мне казалось, что я уже начала узнавать руку мастера — Марка Розовскогото — это легкость, фантасмагория, обязательное наличие очаровательных девушек из «кордебалета» в мини и корсетах.
Казалось бы удачно найденный прием начала мюзикла не со случая в Менде с Д’Артаньяном (Игорь Скрипко), а с шахматной партии с кардиналом Ришелье (н.а. РФ, лауреат гос. Премии Валерий Шейман, з.а. РФ Николай Глебов), в ходе которой и идет рассказ о том, что этому предшествовало, был слишком разговорным, схематичным и нарочитым. Кроме этого костюм и образ главного героя отличался от других героев. Д’Артаньян со своей короткой стрижкой, стройный и в облегченном костюме. Другие же мужчины были в париках (исключение Ришелье и Арамис) и костюмах приближенных к историческим и смотрелись тяжеловато и грубовато в рамках легкого и динамичного действия.
О том, что растрепанная блондинка в шляпе и обтягивающем латексе, которая долго без слов бегает по сцене в компании Ришелье и строит из себя злодейку и есть Миледи (Яна Прыжанкова), а не старшая в кордебалете, долго только предполагаешь. Вот ее наряд уж очень облегчили. Хотя, когда она наконец заговорила все встало на место. К другим женским образам вопросов не возникло. Королева (Наталья Корецкая) и Констанция (Екатерина Васиьева) гармоничны и хороши.
Хотя музыкальные номера порой звучали как концертные номера, выпадая из общего действия. А образы некоторых героев были слишком пародийным. В частности, Король Людовик XIII «Справедливый» (Юрий Голубцов) и Герцог Бэкингем (Никита Сюсюкин). Вообще ощущение некой нарочитости меня не оставляло до конца, хотя второе действие было более динамичным.
Кто из нас в юности не зачитывался трилогией Александра Дюма «Три мушкетера»! Кто не рыдал над гибелью Констанции! Герои учили нас дружбе, верности и настоящей любви. Мне казалось, что сегодняшнее время изменило многое и в том числе идеалы молодого поколения: деньги, власть, карьера. Но просмотр мюзикла в театре у Никитских ворот показал, что еще жив дух романтизма. На спектакле большинство зрителей составляли дети, подростки и молодежь. Восторженная реакция на известные песни героев произведения и крики восторга сопровождали весь спектакль. Я не припомню ни одного случая, когда зрительный зал просто неистовствовал в финале, который несмотря на трагическую гибель Констанции, был оптимистичен. Спектакль вместе с героями, готовыми бороться до конца и хранить верность дружбе учит нас мужеству и отваге. Пройдут тысячелетия, но «Три мушкетера» всегда будут популярны.
Людмила Шерова
фото с сайта театра
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом. Новая сцена