Сплошное противоречие: как Фрейд и Льюис пытались подружить атеизм и веру

Рецензии на фильмы
Мэтт Браун, режиссёр фильма «По Фрейду» (в кино с 18 апреля), говорит, что воплотил на экране диалог двух людей, выбравших с уважением относиться к разногласиям в вопросах веры.

События фильма происходят в сентябре 1939 года, в Лондоне, на фоне начинающейся Второй Мировой войны. Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик еврейского происхождения, соглашается встретиться с оксфордским профессором и молодым писателем Клайвом Льюисом, будущим автором «Хроник Нарнии», чтобы обсудить вопросы веры. 

Фрейд – убежденный атеист. Психоаналитик считает, что фигура Бога – это всего лишь замена, предложенная подсознанием человека вместо отсутствующего отца. Тем не менее, в его кабинете собрана коллекция из атрибутов разных религий. В самом начале фильма нам показывают элементы этой коллекции, а в это время фоном из радиоприемника звучит обращение Гитлера, человека, по вине которого погибли миллионы людей, и который относился к христианству с максимальным пренебрежением, даже будучи крещёным. Что это, как не яркое противоречие?

Льюис, в свою очередь, тоже был атеистом, но за 8 лет до событий фильма обратился в веру и начал изучать основы христианства. Он обладает смелостью открыто говорить с Фрейдом о том, что думает о Боге, и конкретно о трудах психоаналитика, не заискивая перед его известностью и жизненным опытом. Но в глазах Фрейда он всё-таки трус  – потому что не способен признать, что Бог может и не существовать.

В повествование постоянно вплетаются воспоминания героев, отчасти — про отношения с родителями. Например, отец Фрейда был евреем-ашкенази, иудеем, нетерпимым к другим религиям. Узнав, что няня мальчика (к которой Фрейд, к слову, был очень привязан) водит его в церковь по воскресеньям, он со скандалом уволил девушку, а сына заставил пообещать, что тот никогда не будет молиться Христу. 

Таким образом, отец Фрейда показал ему различие между религиями, а Льюис в ходе дискуссии доказывает общность конфессий: во всех религиях есть понятия добра и зла, а также выбора, который человеку предстоит сделать. 

На самом деле, проблематика фильма гораздо глубже. Конфликт отцов и детей, трудности адаптации к новому месту жительства (Фрейд переехал в Англию из Австрии, Льюис — из Румынии), страх смерти и попытки управлять её приближением… Каждый вопрос рассматривается сразу с нескольких точек зрения, а зритель может провести параллели со своим мнением на этот счёт.

Отдельно стоит отметить выбор актеров. Энтони Хопкинс блестяще воплотил на экране Фрейда. Психоаналитик в его исполнении получился умным, саркастичным, близким зрителю. Как двоюродный дедушка, которого хочется слушать и узнавать всё больше и больше о его жизненном опыте. Мэттью Гуд, сыгравший Льюиса, показал его интеллигентность, галантность, увлеченность своим предметом и тонкую иронию. 

Кстати, вклад Энтони Хопкинса в создании фильма не ограничивается его актерской работой. Он также написал несколько фортепианных партий. И в музыкальном сопровождении заключается ещё один контраст: фильм начинается с тонких фортепианных нот, а заканчивается грохочущей симфонией. 

Интересно узнать, насколько полярными будут мнения зрителей. Обязательно посмотрите картину и поделитесь впечатлениями в комментариях. 

Мария Цыганова

7 баллов из 10
Поделиться с друзьями

Город: Москва
дата рождения: 30.11.1993г.

Любимые жанры: романтические комедии,
полнометражные анимационные фильмы

Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.