Новый фильм Алекса Гарленда «Род мужской» явно будет претендовать на звание самого отбитого ужастика этого года. Он выглядит так, как будто вы спокойно плескались в околоплодных водах матери, а злые акушеры выдернули вас из утробы и стали показывать этот безумный мир. Вам неуютно, холодно, страшно, вас одолевает смятение — вот какие чувства оставляет этот психологический хоррор. «Род мужской» выходит в кино с 23 июня и он наверняка станет отрадой для любителей неординарных фильмов ужасов.
Для того, чтобы не шокировать себя с ходу провокационным «Родом», рекомендуется ознакомиться с предыдущими работами Гарленда. Тем более, что режиссёр заимствует кое-что из своего прошлого творчества — вопросы этики («Из машины»), красочность, архетипический сюжет, тему потери («Аннигиляция»), затем приправляет всё фирменной недосказанностью и выдаёт одну из самых стрёмных галлюцинаций безутешной вдовы.
Главная героиня, Харпер (Джесси Бакли), недавно потеряла мужа. Чтобы стойко перенести это горе и прийти в себя, она отправляется в тихое, почти уединённое местечко в английском городке. Но к печали и одиночеству добавится тревога — девушку начинают мучать странные видения, когда нечто из близлежащего леса бесцеремонно врывается в её жизнь и преследует…
«Род мужской» является типичным детищем любимой студии A24. Так что не жди, дорогой щекотатель нервов, испугов исподтишка, но насладись сполна эстетикой, атмосферой, злободневностью и леденящей кровь музыкой. В фильме Гарленда есть много инструментов хоррора, которыми можно воздействовать на зрителя — зловещий лес (как в «Ведьме» и «Оно приходит ночью» всё той же компании A24), гнетущее чувство вины (как в «Ритуале»), есть хитроумность и символизм «It Follows» (2014) и психоделичность, сумасшествие «Солнцестояния».
Можно также сказать, что в этой картине причудливо переплетены два сюжета Стивена Кинга — «История Лизи» и «Игра Джералда». Вдова сталкивается с чем-то пугающим и необъяснимым, а дом, в котором она обитает, становится местом борьбы с её страхами. В «Роде мужском» есть что-то от Майка Флэнагана («Призраки дома на холме»), но только в данном случае поместье населено не привидениями, а паникой и растерянностью героини. Дом здесь по праву становится ещё одним персонажем. Самое потрясное, что Алекс Гарленд позволяет каждому из зрителей по-своему интерпретировать происходящее на экране.
Фильм о страданиях и болезненной реабилитации? Да. О мнимом превосходстве мужчин? Да. О религии? О насилии? О преследующих нас стереотипах? Да, да и ещё раз да. Всё это можно рассмотреть в хорроре Гарленда, но он как Эрмитаж — за один раз не всё осмотришь, подметишь, придётся возвращаться. Хотя бы ради шокирующих кульминационных сцен, которые выполнены качественно с точки зрения визуала и грима. Они напоминают больше боди-хоррор, в частности «Видеодром» Кроненберга. Только в «Роде мужском» имеем рассуждения не о том, как человек становится придатком ТВ, а о том, является ли женщина придатком мужчины или всё же самостоятельной личностью.
Стоит заметить, что Джесси Бакли очень удачно вписывается в подобный жанр. На ум сразу приходят психологические триллеры «Зверь» и «Думаю, как всё закончить», либо 4-й сезон «Фарго», в котором её героиня воплощала само зло. Но «Род мужской» это ещё и бенефис Рори Киннера, который реализовал лучший шанс продемонстрировать многогранность актёрской игры и сыграл несколько персонажей (разных, но как на подбор неприятных).
Если вас всё же не зацепит фильм Гарленда (в чём я очень сомневаюсь), то специально к выходу этого хоррора представители «Настоящего страшного телевидения» собрали пять лент, в которых фигурируют сильные женские образы. Жуткого вам просмотра, дамы и господа.