В театре-студии Олега Табакова премьера спектакля, поставленного режиссером Авангардом Леонтьевым, состоялась 31 декабря 1999 года. Кроме того, спектакль был показан на телеканале “Культура”.
Несмотря на то, что в современной России Островский стал одним из самых популярных драматургов прошлого, а его пьесы ставятся почти во всех театрах страны, Леонтьев смог создать спектакль, отличный от всех остальных постановок и по-своему удивительный.
Зрители привыкли видеть спектакли по драматургии Островского в богатых декорациях, изображающих убранство купеческих домов, слышать и видеть постоянные разговоры о деньгах, богатстве и бедности. Исключения в этом правиле обычно связаны с содержанием самой пьесы, а не с ее постановкой и режиссерским подходом к ней. Поэтому спектакль Леонтьева так сильно отличается, он поставлен совершенно в ином ключе. И в первую очередь тут стоит отметить декорации.
Режиссер отказался от привычных богатых купеческих интерьеров, вместе с художником-декоратором Александром Боровским он разместил героев на стройплощадке. Ремонт, проводимый в доме богача Ахова, разворачивается художником до общемосковских масштабов. Оградительные сетки, предостерегающие огни, знак «Обход по Малой Ордынке», строительный шум нисколько не смущают героев, которые вполне комфортно чувствуют себя в таких условиях.
Задумка получилась оригинальной, однако первое время декорации просто сбивают зрителя с толка, особенно если учесть, что на актерах надеты идеально сидящие костюмы времен Островского, а сами они даже как будто не замечают окружающего их пространства. Получается сочетание классики и авангарда, что и впечатляет, и создает странное ощущение недоделанности.
Основная идея спектакля – радость жизни, удовольствие от каждой ее секунды. У Леонтьева получилась комедия в чистом виде, с музыкой, песнями и плясками. В этой атмосфере, несмотря на сюжет, удобно чувствуют себя все герои: и положительные, и отрицательные.
Самих актеров можно разделить на две группы: старшее поколение и молодые актеры, которым отведено центральное место. Главные роли – приказчика Ипполита и Агнию – играют Денис Никифоров и Луиза Хуснутдинова (ее дебют состоялся именно в премьере спектакля «Не все коту масленица»). Никифоров представил роль Ипполита в новом свете. Его герой не робкий и застенчивый, каким его обычно изображают актеры, а напористый, активный, смелый и жизнерадостный. Его образ обыгран забавно и весело. Удивил и образ Агнии, Хуснутдинова представила ее смелой немного капризной, но в целом очаровательной.
Совершенно по-новому был изображен Ахов. Обычно этого героя играют как глупого, наглого, злобного богача-самодура, заморившего жену, издевающегося над всеми, кто ниже его по статусу и материальному положению. Но актер Валерий Хлевинский сделал своего героя совершенно бесхитростным и влюбленным мужчиной. Он не выглядит отталкивающе даже в сцене, когда пытается поцеловать Агнию. Кажется, что грубость и вальяжность героя – всего лишь маска, за которой он скрывает свои истинные чувства, поэтому он заслуживает сочувствия и не выглядит таким плохим, каким обычно представляют его актеры и режиссеры. Круглову играла Надежда Тимохина, ее образ тоже получился живым и радостным, она представляет из себя прогрессивную даму, которая всецело на стороне молодых.
Леонтьев убрал из пьесы кухарку Кругловых Маланью, которая с точки зрения композиции необходима, хотя по фабуле и не нужна. Для Островского в этой пьесе очень важна парность персонажей, поэтому исключение кухарки из комедии – решение спорное.
В целом комедия поставлена в быстром ритме. В ней нет размеренности и степенности купеческого быта, все происходит слишком скоро, чему во многом способствуют декорации. Своеобразная постановка Леонтьева показала главное богатство Островского как драматурга – язык пьесы. Он задорный и завораживающий, способный впечатлить молодую публику, посещающую театр Табакова.
Нельзя назвать спектакль Леонтьева идеальной интерпретацией комедии Островского, некоторые решения режиссера и декоратора являются спорными, актерская игра хоть и впечатляет изображением героев в новом виде, не всегда воздействует на зрителя должным образом. Однако спектакль явно выделяется из постановок этой пьесы другими театрами. Например, если сравнивать со спектаклем, поставленным в Малом театре в 70-е прошлого века, постановка Леонтьева кажется более нестандартной и в какой-то степени современной, хотя плохо это или хорошо – вопрос открытый. Леонтьев нашел совершенно новый творческий подход к классике, и многих зрителей такой подход впечатлил.