Конец первой мировой войны, австро-венгерские солдаты возвращаются в уже Австрийскую республику, место чуждое их прошлому дому с новыми правилами, людьми и испытаниями. Борьба за жизнь, идеи, некую справедливость не исчерпывает себя ни в военные годы, ни в, казалось бы, мирные времена. Наш главный герой, Петер Перг, в прошлом известный детектив, а ныне вернувшийся солдат, попадает в гущу криминальных историй. В попытке найти виновника серийных убийств, Петер сталкивается с по-другому жестоким миром.
Со стороны можно представить, что он один из героев романов Эриха Мария Ремарка или Эрнеста Хемингуэя — потерянный человек, на отшибе времени и совершенно безразличный для всех, кроме таких же, как он. Пытаясь сохранить толику старой, местами наивной морали, Петер вынужден удержаться в новом мире, где люди играют уже по другим правилам.
В трейлере к премьере очень апофеозно выделяют наличие у режиссера Оскара за одну из отснятых им работ. Напомним, что в 2008 году в номинации лучший фильм на иностранном языке награду получил Штефан Рузовицки за “ Фальшивомонетчиков”. Отличное кино, получившее признание многих кинокритиков и даже сравниваемое с известными миру “Пианистом” Романа Полански. Имея подобные достижения всегда трудно удержать планку, с чем многие режиссеры не справляются, а те, кто выносит подобную ношу именуются мастерами своего дела. Что тогда с “Хинтрелендом” Штефана Рузовицки?
Откровенно говоря, фильм проще отнести к экспериментальной работе автора. Поиск новых возможностей, способов раскрытия темы и так далее, в контексте эксперимента вносит значительный вклад не сколько в индустрию кино, столько в само искусство. И если “Фальшивомонетчики” — это отличный пример классической школы кинематографа, в спектре своей тематики, то “Хинтерленд” — это поиск новых возможностей.
Сюжет фильма
Фильм можно смело отнести к триллеру, так как все-таки главная сюжетная линия заключается в поиске серийного убийцы. Сюжетные повороты, неожиданная развязка — все как надо по стандартам данного жанра. Но больший интерес вызывает то, как раскрываются персонажи, в частности второстепенные. Раскрыты они очень хорошо, за каждым стоит история, причины того или иного поведения, и каждый вызывает доверие, что он такой какой есть. В некоторых моментах может казаться, что Петер вообще является неким посредником между другими людьми, что на самом-то деле история не о нем, а о тех, для кого война была не только на фронте. Кому приходилось безоговорочно, слепой верой, ждать своих близких без каких-либо подкреплений надежд на то, что они вообще живы, о тех, для кого товарищество стало ближе и роднее семьи, и для кого месть стало долгом перед собой и перед теми, кто уже мертв.
И не смотря на жизненные трудности главного героя, он находится еще не в самом худшем положении, и непонятно от чего это зависит, то ли от его морального выбора, то ли от стечения обстоятельств. Помимо главного сюжета, в фильме можно проследить линию перехода отчаявшихся солдат к идеям национал-социалистической партии или отношения жителей Австрийской республики к коммунистическим идеям, а также послушать рассказы о нахождении главного героя в плену у страшных русских. Фильм богат на подобные темы, но не все они раскрыты, а как бы намекают на то, что может быть дальше. И хоть фильм заканчивается на приятной ноте, тяжесть гнетущего будущего и прошлого не отпускает ни героев, ни зрителя.
Стоит подчеркнуть, насколько хороши диалоги. Местами они могут быть несуразны, но в целом после фильма остаются хорошие впечатления не столько от хорошо слаженных диалогов, сколько от вложенного смысла в них.
“Девятнадцать человек погибло из-за тебя, но я мертвее всех девятнадцати…”
При написании рецензий или статей всегда будет недосказанность во всем, что касается сюжета, так как не всё автор может и должен раскрыть, поэтому я оставлю поле для ваших личных размышлений по этому поводу.
Визуал
Если вам нравятся масштабность и субъективная интерпретация реальности автора, в экспрессионистском ключе, то определенно вы оцените фильм по достоинству, и я бы больше предоставила вам слово по этой части, чем оценивала бы через свой “любительский” взгляд.
Совершенно не пропорциональные здания, перекошенные, обшарпанные, в темных, тусклых тонах, как в прочем и весь фильм, создают ирреальность, словно все события, которые происходят в нем, никак не связаны с нашим миром. Абсолютно реальными остаются только люди, выводя их на этом фоне и сосредотачивая внимание только на них, реальность лишь “подыгрывает”, она как бы находится под человеческим давлением. Когда среди людей происходит хаос, то же происходит и с внешним миром. Фильм по этой части практически полностью был снят с зеленым фоном.
Операторская работа и музыка
Что касается операторской работы, то сложно сказать нужны ли были помимо спецэффектов, цветокора, гнетущей музыки еще и операторские трюки. Они приносят должный эффект, когда применяются в нужный момент и с особой грамотностью, сложно сказать принесли ли они пользу в данном фильме.
Выводы
В целом работа кардинально отличается от “Фальшивомонетчиков”, да они и не должны быть похожи, но если первому безоговорочно можно дать положительную оценку и внести в список достойных работ, то ныне выходящему я бы посоветовала дать шанс произвести на вас впечатление. Отойти от догматов правильного кино и принять фильм таким, какой он есть, как “вещь в себе”, как историю для самой себя и ни для кого другого.