В момент написания рецензии я оказалась на перепутье. После предпоказа фильма “Другое имя” так и хотелось приписать ему статус авторского кино, как кино не для индустрии, а больше для искусства, но так ли это является на самом деле, я до сих пор не уверена.
Фильм сам по себе, в любом случае, остается способом обращения к зрителю с неким важным посылом. В таком случае какая стратегия лучше? Сделать кино понятным и доступным за счет хорошо проработанного сюжета и умеренной визуальной работой? Или же скостить сюжетную линию и предоставить волю музыке, изображению и актерам, предоставить зрителям проявить чувство эмпатии к фильму? Понятное дело, что это две крайности, но даже между такими, казалось бы, отдаленными вещами тяжело найти постоянную золотую середину.
Мне нравится, как к решению этих вопросов подходит съемочная группа “Другого имени”. Режиссёром фильма является Вета Гераськина, в портфолио которой уже имеется неплохая короткометражная работа “Последовательные сцены” (2015 г.). При просмотре этих работ может сложиться впечатление, что Вету интересует межчеловеческая связь — неуловимая тяга между людьми, которая временами тяжело поддается некому логичному объяснению. На этом и строится сюжет фильма.
Главная героиня, Лиза, живет в достатке, спокойной светской жизнью — благополучный брак, четыре собаки, походы к косметологам скрашивают ее, казалось бы, серые будни. Будучи закрытой личностью, безэмоциональной, равнодушной, Лиза при этом находится в постоянном напряжении из-за совершенной 17 лет назад ошибки, что настигла ее в настоящем и грозит кардинально изменить будущее.
Сама по себе история состоит из двух-трех персонажей, обозначать их я не буду, хотелось бы предоставить вам самим возможность разобраться кто, какую роль занимает в данной картине. Сюжет фильма можно отнести как к драме, так и к психологическому триллеру. Развитие его происходит медленно, последовательно, и из-за этого работа кажется больше созерцательной, чем повествовательной. В такой же мере раскрываются и персонажи — нет в кино откровенных диалогов или провокационных сцен (не считая концовки), где раскрывается воля героев. Наоборот, фильм словно насыщен паузами, где остается только догадываться о том, что происходит в мыслях у героев. Из этого можно прочувствовать меланхолию Лизы и то, как она находится в заключении собственных сожалений о ранее совершенных поступках. Из этого можно понять претенциозность второй героини, что явно не намерена быть незамеченной как для самой Лизы, так и для зрителей. “Другое имя”, как и в большинстве своем психологические триллеры, заканчивается многоточием, оставляя открытое поле для размышлений. Хоть и остаются вопросы по сюжетной линии, но они не столь значительны, чтобы портить тем самым всю картину в целом.
Когда мы имеем дело с формой подачи некой истории в кино, то речь, как правило, идет о вкусах. Использование всевозможных приемов для более детальной интерпретации сюжета, в некотором личном ключе режиссера, оператора и т.д. — всегда дело тонкое. Словно ходить по лезвию между гипертрофированными художественными приёмами и их полным отсутствием. Все куда сложнее, безусловно, но я веду это к тому, что в “ Другом имени” чувствуется близость к некой гармонии. Одно в фильме дополняется другим, например, вышеупомянутые мной паузы в сюжете идут в тандеме с сопровождающей музыкой, что также становится частью сюжета. К слову, потрясающая, на мой взгляд, работа с музыкой — заслуга Станислава Шарифуллина. То же касается и в принципе вкрапленных в основную серо-белую палитру сюжета ярких, кричащих кадров. Цвет, операторская работа, музыка — вкупе создают достойные кадры, подкрепляющиеся хорошей актерской работой Светланы Ходченковой, Кати Фединой, Якоба Диля.
В целом приписать фильм к какой-либо категории — мое стремление к большему его пониманию, тогда как вам этого делать не обязательно. Попробуйте увидеть связь и тягу между героями, попробуйте понять роль и влияние человеческих ошибок прошлого на их настоящее, попробуйте насладиться кадром и звуком. При таком подходе, думаю, фильм не оставит вас разочарованными. И даже если вы не станете пытаться проявить ту эмпатию, о которой я говорила, а пустите все на самотек, то ничего страшного, фильм сам вам все покажет и даст почувствовать, просто смотрите.