Дорогие читатели, сегодня, когда мы потеряли суть происходящего, живя один на один со своими страхами, нам как никогда нужно держаться рядом, верить друг другу и помнить, что мы не чужие. И даже если в наших силах мало что изменить, наша обязанность – сохранить любовь и понимание друг к другу, ради нашего общего прошлого, ради нашего сложного настоящего и светлого будущего.
Затрагивать нынешние обстоятельства в рецензии на фильм, я считаю, несправедливым по отношению к режиссёру Александру Золотухину и к его работе. Но так как сам фильм о связи между родными, близкими людьми, поэтому в контексте происходящего я очень настоятельно советую вам его посмотреть и не только отвлечься от происходящего вокруг, но и вспомнить насколько мы нуждаемся в поддержке друг друга и взаимопонимании.
«Отец — сын», «учитель – ученик»
Александр Золотухин дебютировал в 2018 году с фильмом «Мальчик русский» и так покорил кинокритиков, что победил в номинации «Диплом гильдии киноведов и кинокритиков» на Кинотавре в 2019 году. Вполне достойная награда, в особенности для молодого режиссера. Работы Александра часто идут в сравнении с работами его учителя — Александра Сокурова. Выпускник «сокуровской школы» с теплотой относится к своему учителю, и в титрах его крайней работы можно увидеть строчки благодарности за помощь и консультации. Сам фильм Александр Золотухин посвятил своему отцу — бывшему военному пилоту, который также был втянут в процесс съемок фильма (короткая озвучка). А актеры-близнецы, когда-то оказавшиеся в подобной ситуации что и их герои, были найдены режиссером в порыве отчаяния и совершенно удачно, по словам режиссера. Кино, посвященное отцу, история, посвященная теплой и крепкой связи между братьями, теплые слова благодарности, посвященные своему учителю, кажется, что весь фильм — это нить, пронизывающая так мало раскрываемые в последнее время теплые мужские чувства: «отец-сын», «брат-брат», «учитель-ученик».
«Брат-брат»
Фильм про близнецов, проходящих обучение в лётной военной академии. Каждый день их проходит то на аэродромах, то в решении теоретических задач или физической подготовке. В месте строгой иерархии, дисциплины и безоговорочного взросления находятся «два брата-акробата». Как это часто бывает, похожие внешне, но совершенно разные внутри. Андрей – парень общительный, стремящийся к большей самостоятельности, неплох в практике, но слаб в теории. Митя же совершенно другой — отлично решает задачи, но во время полетов его тошнит, а на одной из практик и вовсе теряет сознание, что означает для любого летчика списание и, следовательно, в случае Мити их скорую разлуку с братом, что является самым настоящим испытанием для них двоих.
Сама по себе история не многословна, среди будней курсантов время от времени проскальзывают самые искренние и краткие диалоги братьев. Иногда кажется, что их вставили ради приличия по отношению к зрителю, потому что братья обошлись бы и без них вовсе. Словно продолжая друг друга, они выполняют всю работу вместе, когда по отдельности совершенно теряются. И кажется, что исполнение мечты в одиночку у них тоже не получится. И тут уже вступает в силу принцип, либо вместе, либо никак.
История, в контексте современного кинематографа, кажется несколько интимной, секретной. Привыкшее амплуа «стальных» иногда крайне бесчувственных мужчин не вписываются в рамки отношений этих героев. От этого кажется, что о такой крепкой, подчас трогательной связи лучше никому не говорить, а то спугнут еще.
Визуал
У Александра Золотухина визуальная часть фильма отлично дополняет сюжет. Если к примеру «Мальчик русский» — это пример соотнесение стиля фильма с его сюжетом /идеей, то в «Братьях во всём» автор делает лёгкий акцент на деталях. Но ряд схожих приемов все же прослеживаются, только цели у них теперь разные. К примеру, квадратный экран, который буквально вынуждает фокусироваться на самих героях и берет небольшой, но метких охват происходящего. Так же автор поступает и со своей прошлой работой, где подобный эффект шел как никуда кстати, дополняя атмосферу текущего в фильме времени (первая мировая война), когда все кино показывалось в режиме квадратного экрана. И если там это было использовано с целью подкрепления исторического контекста (как минимум), то в настоящей работе именно в качестве фокусировки внимания. Цветокор «Мальчика» своими тусклыми, «пыльными» цветами напоминает старые фотографии военных лет. Создается ощущение некоторой документальности работы, схожесть с военной кинохроникой. В «Брате», при таком же обильном количестве цвета охры, зеленого и голубого, все равно ощущается теплота оттенков. Это не отталкивает от реальности происходящего, как, к примеру, в «Мальчике», а скорее отражает теплоту картины в целом. Красивые, живописные кадры не только неба, но и природного ландшафта время от времени проскальзывают в кадрах. Что касается самих полетов, то тут не использовалась графика или спецэффекты, близнецы Журавлевы обучались основам управления самолетом, поэтому полеты были отсняты в действительности.
Музыка. Александр отдает предпочтение классической музыки в кино. Как в дебютной работе режиссера, где параллельно сюжету разыгрывался Концерт №3 Рахманинова (1909 г.), так и в «Брате» на фоне выполнения виражей исполняются композиции Вагнера.
В фильме есть некоторое откровение: на юге страны, на одной из военных баз, среди металла и земли есть столь чуткое и ранимое, но столь крепкое как братская любовь. Фильм не про войну, но связан с ней, хоть и отдаленно. В мире строгости, дисциплины и иерархии есть что-то сильнее и крепче, то, что не позволило расстаться братьям. То, о чем мы не должны сейчас забывать. Берегите себя и своих близких!