С данным произведением Оскара Уальда я познакомилась много лет назад. Помните был такой фильм-спектакль 1968 года в постановке Виктора Турбина. В главных ролях знаменитые советские актеры: Валерий Бабятинский в роли Дориана Грея, художник Бэзил — Александр Лазарев, лорд Генри или искуситель и совратитель Дориана — Юрий Яковлев и другие. Постановка произвела на меня настолько неизгладимое впечатление, что когда мне предложили посетить премьеру спектакля «Портрет Дориана Грея», которая состоялась 29 декабря 2022 года в Театре им. Н.В. Гоголя, я с большим интересом согласилась. Спектакль в театре безусловно, совершенно другая вещь. Она произвела на меня своеобразное, но такое же сильное впечатление.
Режиссер Константин Мишин назвал свою постановку фантасмагорией и не ошибся.
Спектакль «Портрет Дориана Грея» в Театре им. Н.В. Гоголя странный и необычный. Одновременно оригинальный и не оригинальный. Мне уже доводилось видеть на сцене двух исполнителей одного героя одномоментно, но тут согласно программке Дориана играет четыре актера, в том числе и актрисы. Они, якобы, отображают многоликость персонажа и характер происходящих с ним перемен. Хотя, по моему наблюдению, в отдельных сценах исполнителей было больше, но основных два: Анастасия Куимова и Александр Хохлов.
В спектакле очень много пластики. Но и это нельзя считать исключительным своеобразием данной постановки. Мне довелось видеть и чисто пластические постановки на сцене драматических театров. И тут тоже сложилось впечатление, что попытка объединить в постановке драматическое действие и пластику было в пользу пластики. Иногда даже казалось, что постановка сделана с целью продемонстрировать таланты драматических актеров в использовании средств современной европейской хореографии. К счастью, это не классический русский балет. В спектакле движения, чаще напоминающие гимнастику, порой являются не продолжением реплик героев, а их заменой или подменой.
Спектакль в Театре им. Н.В Гоголя отличается от телевизионной постановки и концепцией образов героев. Так, в частности, лорд Генри в исполнении Юрия Яковлева философствующий болтун, своего рода порождение неудачного брака. Он дурно влияет на юное неокрепшее сознание Дориана, не отдавая себе в этом отчета. На сцене же театра перед нами предстает этакий дьявол искуситель или Мефистофель сэр Генри (Гарри — Андрей Кондратьев). Он точно знает, что делает и для чего. Достаточно представить хотя бы только один эпизод, в котором сэр Генри копается во внутренностях сожженного тела. Это немного даже тошнотворно.
Как ни странно, история влюбленности Дориана в Сибиллу Вейн (Екатерина Сахно) и история разочарования в ней не удивляет. Ведь если он полюбил девушку за ее талант, то разочарование в таланте естественно ведет к разочарованию в любви. Он был жесток с ней, но искренен. Так началось его падение. Стоит только себе представить сколько юношей бросало влюбленных в них девушек, как мир окажется толпой Дорианов.
Остальные неприглядные поступки Дориана показаны условно и схематично, посредством пластики и словами Бэзила:
Кроме этих слов трансформация героя на сцене представлена в пластике, а пластические средства более ограничены, чем вся палитра средств драматического актера. Кульминационные моменты смотрятся как «таскание» кого-то из персонажей группой актеров, изображающих Дориана, например, так смотрится сцена убийства Бэзила. Такое внимание к пластике Константина Мишина не удивительно, ведь он не только режиссер-постановщик, он еще танцовщик и хореограф.
На протяжении всего действия главный герой (или в данном случае главные герои) наблюдают, как меняется душа Дориана, которая переселилась в его портрет. А зритель в этот момент видит как фигуры артистов превращаются в скелеты. Те, кто знает данное произведение Оскара Уайльда, отчетливо представляют каким перед героем предстает его портрет, который Дориан только однажды показывает автору портрета художнику Бэзилу.
В какой-то степени все мы можем наблюдать модификацию нашей души более банальным и простым способом — просто посмотрев на себя в зеркало. Но как же нам близка фраза, брошенная сэром Генри:
Это цитата из Евангелия от Марка гл.8 ст.36. практически выражает суть всего произведения Оскара Уайльда и спектакля Театра им. Н.В. Гоголя. Помните как в романе Николая Островского «Как закалялась сталь»: Надо свою жизнь прожить так, чтобы… «не потерять собственную душу». Звучит как завещание всем потомкам.
Но у Дориана была другая цель:
-И находили, мистер Грей?
-Часто. Слишком часто.
Серый цвет стен, серый цвет декораций — большие рамы, ящики. Серый цвет костюмов, серый унифицированный грим всех героев. Все актеры загримированы одинаково как одно лицо. Только временами в спектакле появляются детали костюмов красного цвета и розовое платье Сибиллы. Живая музыка в исполнении Сергея Летова и Владимира Нелинова удивительно гармонично ложится на сюжет. При всей странности зрелища, все смотрится как единое и потрясающее сознание целое: музыка, пластика, слова.
«Портрет Дориана Грея» в постановке Константина Мишина одна из первых премьер возрожденного театра. И она вдохновляет.
У Оскара Уайльда в приятелях был художник по имени Бэзил Уорд. Однажды писатель, встретив в его мастерской чрезвычайно красивого натурщика, воскликнул: «как жаль, что такой красоте придется состариться!» На это Бэзил ответил, что готов рисовать каждый год портрет, чтобы законы природы — старение человека, отражались на портрете, а не на внешности красавца-натурщика.
Но прототипом образа Дориана стал не этот натурщик, а протеже Оскара Уайльда, начинающий поэт — Джон Генри Грей. Весьма замечательный юноша из простой семьи. Он в 13 лет был вынужден оставить школу и устроиться на работу. Он работал и учился, в результате сделал неплохую карьеру. В 22 года он уже получил работу в министерстве иностранных дел.
После ухода Грея в жизни Оскара Уайльда появился новый хорошенький юноша — лорд Альфред Брюс Дуглас. Он сыграл в жизни писателя роль Дориана, хотя не был прототипом образа.
Людмила Шерова