У «Петрополиса» долгий, извилистый и интересный путь. Изначально он был фантастической повестью «Огонь» Кирилла Фокина, сына режиссёра. На него, кстати, как на свежую кровь русской литературы возложены большие надежды. Затем была постановка в Александринском театре (под названием «Сегодня. 2016-…»), ставшая одним из самых больших и обсуждаемых событий театрального сезона. И, собственно, сейчас «Петрополис» стал фильмом, который поражает не только качественной картинкой, но также недвусмысленностью и актуальностью.
Фильм Валерия Фокина напомнил мне нечто в духе Филипа Дика, возможно это связано с тем, что недавно я прочитал биографию этого выдающегося визионера и начал читать «Человека в высоком замке». Но ведь флэшбеки в «Петрополисе» выглядят как наслоение одной реальности на другую, что невольно отсылает к мирам американского писателя и его собственным поискам истины. Он всегда задавался вопросом «Что, если?..» и пользовался им как концепцией при написании своих произведений.
Помимо того, цитаты из Филипа Дика так или иначе перекликаются с «Петрополисом». «Зло — неотъемлемая часть каждого из нас. Часть нашего мира. Изливается на нас, разъедает мозги, тела, сердца и впитывается в дорожное покрытие. Почему? Мы — слепые кроты. Копошимся в земле, тычемся рыльцами в потёмках. Мы ничего не знаем…» Или: «Мы все — насекомые. Слепо ползём к чему-то ужасному или, наоборот, высокому, чистому…» Эти цитаты должны дать небольшое представление о картине Валерия Фокина, но чуть глубже погрузить вас в сюжет всё же не помешает.
События в «Петрополисе» развиваются нелинейно. Владимир Огнев (Антон Шагин) приходит в себя в некой бетонной камере. За ним кто-то наблюдает. И этот кто-то искажённым голосом задаёт Владимиру вопросы. С этого момента начинается путешествие по воспоминаниям главного героя — знакомство с женой, карьера, перспективное предложение по работе, потеря ребёнка… Столкновение с внеземным разумом кажется всего лишь фоном для того, чтобы понять насколько причудливо устроена человеческая память. Да и сам человек.
«Петрополис», смешавший в себе триллер, нуар и детектив, получился стильным, временами мрачным и медитативным в силу отсутствия экшена (что идёт фильму только на пользу). Оттого в сценах установления контакта с пришельцами мороз по коже пробежит не только у персонажей, но и у зрителей. Но хорошо бы для начала установить контакт с самими собой, друг с другом, побыть немного свиньями, чтобы не задирать высоко голову в попытках осознать огромное, незримое, вечное.
Герой Антона Шагина может оказаться близок большому количеству современных людей, ведь по сути это человек, потерявшийся не только в коридорах прошлого, но потерявшийся в моменте, когда мир меняется с чудовищной скоростью, а сам ты не можешь найти стабильность и опору (это символизируют разлад с женой и утрата сына).
«Петрополис» не провокация, но в сегодняшних реалиях он будет звучать громко, он будет рассуждать о природе человека и наших амбициях, он будет нравиться любителям антиутопий. Меланхоличный, терапевтический и эпичный, этот фильм нужно не посмотреть, а ощутить, пережить. И выйти с сеанса обнулившимися.