Он прожил почти 92 года, до последнего сохраняя ясность ума. Тарантино ставит его в один ряд с Моцартом, Бетховеном и Шубертом, Клинт Иствуд до сих пор считает непревзойдённым, а Metallica периодически эпично появляется на сцене под его композицию «The Ecstasy of Gold». Речь идёт об итальянском композиторе Эннио Морриконе, музыка которого вне времени и вне жанров. С 9 июня на экраны выйдет документальная лента Джузеппе Торнаторе «Эннио. Маэстро» о ключевых моментах жизни мастера и его наследии. Жители столицы при желании смогут посмотреть фильм до премьеры — один из спецпоказов состоится 30 мая в «Художественном«, а 6 июня картину покажут в кинотеатре «Москино Искра».
Сейчас вряд ли скажешь, что Морриконе мог стать кем-то другим, но в детстве он хотел стать врачом. И как, наверное, полагается будущему гению, юность его была наполнена музыкой и творчеством, а желудок был едва ли полон, приходилось даже работать за еду, подрабатывать в ночных клубах и отелях.
Его отец, Марио Морриконе, был джазовым трубачом и можно сказать, что Эннио, старший из пяти детей, пошёл по его стопам. В 12 лет он поступил в консерваторию в столице Италии, где его педагогом стал выдающийся Гоффредо Петрасси. Позже Морриконе получит три диплома (по классу трубы, инструментовки и композиции).
В начале 50-х Эннио выступал аранжировщиком песен популярных композиторов для радио и концертов, а спустя десятилетие взялся за аранжировку музыки для телешоу. Уже в этой работе был заметен талант итальянца и необычный подход — он постоянно генерировал идеи, придумывал фишки вроде звука консервных банок или тазика с водой.
Позже он прослывёт новатором и даже бунтарём, а на данном этапе Морриконе приложил руку к большому количеству хитов, что звучали из каждого утюга. В том числе и к песне Джино Паоли «Sapore di sale». Хотя мне больше запомнилась «Il barattolo» в исполнении Gianni Meccia.
В 33 года Морриконе начинает писать музыку для кино, а именно для вестернов. Собственно, этот жанр в дальнейшем и прославит композитора. Но по словам самого Эннио, он долгое время считал саундтреки чем-то низкопробным. Спустя много лет, уже став легендой, он скажет, что в музыке для фильмов есть прелесть и величие.
Он работал с Серджо Леоне, Пазолини, Бертолуччи, Ардженто, Полански, Стоуном, Де Пальмой и многими другими. Мелодии Морриконе не просто узнаваемы, большинство из них так удачно вплетены в фильмы, что их невозможно представить без музыкального сопровождения маэстро. Его композиции, наполненные энергией и итальянским темпераментом, отпечатываются в памяти и являются гарантом качества.
«Эннио. Маэстро» — это история о долгом пути к славе и признанию, история о человеке, который был популярен и востребован во все времена потому, что не видел границ. Вдумчивый, мудрый и невероятно творческий, Морриконе предстаёт в этом документальном фильме примером того, как надо прожить эту жизнь. Упорный труд и никакой звёздной болезни.
Он несомненно был гением, а его страстью, одержимостью была музыка, пронзившая сердце композитора. Пожалуй, к его величию невозможно приблизиться, хоть многие и пытаются. Джузеппе Торнаторе, режиссёру этого фильма, и самому посчастливилось работать с Морриконе. Этой картиной он отдаёт ему дань, собрав детальный, трогательный портрет великого творца из интервью самого Эннио, коллег по цеху, режиссёров, музыкантов.
Прах мы и в прах возвращаемся. Но музыка Морриконе — классическая, внеземная, она пробуждает, возвышает, объединяет, будоражит и остаётся навсегда. Об этом и свидетельствует документальный фильм Торнаторе, который на два с половиной часа погрузит вас в мир уникума и наверняка заставит расчувствоваться, восхититься и воспарить мыслью и духом.