Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России Обзоры

В 1930-х годах в республиках СССР стали появляться национальные театры. Чаще всего они возникали на базе любительских трупп, но быстро становились профессиональными и популярными у публики. Сейчас такие театры сохраняют национальную культуру, литературу и традиции. А чтобы посмотреть спектакль, не обязательно знать местный язык: постановки сопровождаются синхронным переводом на русский.

Портал «Культура.РФ» и Татарский государственный академический театр им. Г. Камала рассказали о самых интересных национальных театрах в разных регионах России. Читайте, где можно посмотреть постановку по роману Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», зачем бурятским постановщикам пришлось отправляться в творческую экспедицию по Иркутской области и где в спектаклях участвуют сказители народного эпоса.

Татарский государственный академический театр им. Г. Камала

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

В Казани работает один из старейших национальных театров России. Датой его основания считается 22 декабря 1906 года: в этот день любительская студенческая труппа впервые публично сыграла на татарском языке пьесы «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя».

Первую профессиональную труппу для казанского театра собрал учитель из Оренбурга Ильяс Кудашев-Ашказарский. В 1907 году в нее пришла первая в мире актриса-мусульманка — Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. А еще год спустя знаменитый татарский поэт Габдулла Тукай дал театру имя «Сайяр», что означает «Передвижник». В 1939-м его переименовали в честь знаменитого татарского драматурга Галиаскара Камала.

Сейчас на сцене Татарского государственного академического театра идут пьесы знаменитых татарских драматургов: «Казанское полотенце» и «Голубая шаль» Карима Тинчурина, «Гульжамал» Наки Исанбета. Можно увидеть и классические постановки на Большой и Малой сценах: «Три сестры» Антона Чехова, «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, «Ханума» Авксентия Цагарели.

Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

Чеченский драматический театр официально открылся в 1931 году. Его создали на базе любительских кружков, в которых играли непрофессиональные актеры. До 1937 года спектакли ставил грузинский режиссер Арчил Чхартишвили. Затем в театр пришел работать первый режиссер-чеченец Гарун Батукаев. Его дебютный спектакль «Храбрый Кикила» пользовался невероятным успехом у публики: в зрительном зале не оставалось ни одного свободного места. Песни к постановкам Батукаева писали композитор Умар Димаев и классик чеченской поэзии Арби Мамакаев. Некоторые из них стали популярны в народе даже отдельно от спектаклей.

Во время войны театру присвоили имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. А еще два года спустя жителей Чечено-Ингушской АССР депортировали в Казахстан и Киргизию, поэтому работу театра пришлось приостановить. Постановки возобновились только через 13 лет, в 1957-м.

В 2014 году Чеченский драматический театр возглавила Хава Ахмадова — единственная в республике женщина-режиссер. Она поставила более 10 спектаклей: драму «Выше гор» по мотивам чеченских легенд, классическую комедию «Ханума», патриотическую постановку «В родном краю, на родном языке» и многие другие.

Бурятский государственный академический театр им. Х. Намсараева

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

В Улан-Удэ находится единственный в мире театр, где идут спектакли на бурятском языке. Основу репертуара составляет национальная драматургия, но входят в него и русскоязычные постановки.

Театр назван в честь бурятского драматурга Хоца Намсараева — знатока фольклора. За основу многих своих произведений писатель брал фольклорные сюжеты. Его пьесы и сейчас идут на сцене.

Один из самых известных спектаклей в репертуаре Бурятского академического театра — «Полет. Бильчирская история». Режиссер Сойжин Жамбалова поставила его по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» и дополнила художественное произведение рассказами очевидцев о реальных событиях. Для этого группа постановщиков отправилась в творческую экспедицию в Иркутскую область: там раньше находились бурятские деревни, которые оказались затоплены во время строительства Братской ГЭС. Сойжин Жамбалова разыскала свидетелей тех событий и записала их рассказы, чтобы затем воплотить их на сцене.

Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

Национальный театр в Башкортостане появился в 1919 году. В его труппу тогда вошли артисты нескольких любительских объединений. Всю свою более чем столетнюю историю театр опирается на четыре основных направления в репертуаре: национальная литература, произведения русских классиков, современная российская драматургия и зарубежные пьесы. На сцене уфимского театра можно посмотреть и комедию, и драматический спектакль, и даже антиутопию.

Одна из самых популярных современных постановок на этой сцене — «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной. Ее создал режиссер Айрат Абушахманов. В 2019 году спектакль «Зулейха открывает глаза» получил театральную премию «Золотая маска».

Государственный национальный театр Карелии

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

Государственный национальный театр Карелии открылся в 1932 году. В его труппу принимали карельских, финских, русских актеров. Сейчас это единственный театр мира, где идут постановки на карельском, вепсском, финском и русском языках. Все иноязычные спектакли сопровождаются синхронным переводом.

В репертуар театра входят постановки по мотивам сказок и эпоса разных народов. Например, в основу пьесы «Сын-медведь» легли карельские волшебные сказки и песни. Кроме того, в театре можно посмотреть и классические спектакли по произведениям Александра Пушкина, Уильяма Шекспира, Карло Гольдони.

Якутский театр «Олонхо»

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

Театр «Олонхо» в Якутске называют «послом якутской культуры». Его репертуар основан на местном эпосе олонхо — героических поэмах, в которых могучие богатыри и богатырши сражаются со злыми силами, ищут чудесный предмет и даже находят любовь. ЮНЕСКО признало якутский эпос частью нематериального наследия человечества.

Карельские сказки и якутский эпос: национальные театры России

Важную роль в постановках театра «Олонхо» играют олонхуты — сказители, исполнители традиционных поэм. Они участвуют почти в каждом спектакле и специально обучают некоторых актеров. Кроме того, театр проводит фольклорные экспедиции и каждый год в июне устраивает национальный праздник лета Ысыах. Это главное торжество якутов, его название буквально переводится как «изобилие». В старину праздник отмечали в день летнего солнцестояния: молились языческим богам, накрывали столы с угощениями, устраивали танцы, игры и конные скачки.

Поделиться с друзьями

Люблю и обожаю кино =)
Большой опыт работы в киноиндустрии.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.