Мы уже писали, что театр «Арт» (г. Санкт-Петербург) представил на суд зрителей спектакль «Дядюшкин сон» по одноимённой повести Достоевского. Сегодня мы пообщались с создателем этой постановки Александром Борисовичем Исаковым.
Исаков Александр Борисович
Заслуженный артист Российской Федерации, профессор, руководитель творческой мастерской и заведующий кафедрой эстрадного искусства и музыкального театра Российского государственного института сценических искусств, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ» Александр Исаков — яркий продолжатель традиций ленинградской театральной школы, ученик Рубена Агамирзяна.
Александр Борисович, с какими трудностями пришлось столкнуться во время работы над спектаклем?
- Со сложностями мы сталкиваемся постоянно. Ни одной постановки не бывает без сложностей и это правильно, хорошо. Сам материал непростой, тем более это не чистая драматургия, а постановка повести Достоевского «Дядюшкин сон». Сам автор требует к себе более углубленного внимания и понимания, а также энергозатрат особенно у главных исполнителей.
Поделитесь пожалуйста Вашим мнением о Достоевском, а также любимых книгах автора?
- Достоевский входит в число моих любимых авторов. Только на седьмом десятке позволил себе рискнуть поставить его. Конечно же обожаю романы «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».
Среди всех героев его произведений может быть есть симпатичный лично Вам герой?
- Сегодня мне уже близок Князь Гаврила по возрасту и по нутру, поэтому «Дядюшкин сон»
На ваш взгляд можно ли провести параллели между героями пьесы и жизнью людей 19 века с нынешним временем?
- Безусловно можно, но я оставлю зрителю возможность прийти на спектакль и провести эти параллели самому. В городе Мордасове все происходит, и там такое общество. Все фамилии там: Паскудова, Антипова, Мозгляков, Москалева.
То есть это такая подсказка писателя?
- Это традиция Достоевского от Гоголя. У него есть даже цитаты некоторые от Николая Васильевича. На мой взгляд это очень театральное произведение, потому что изначально оно задумывалось как драматургия, водевиль. Но так как это Достоевский, получился не совсем водевиль.
Расскажите пожалуйста про отношение к цензуре в творчестве. На Ваш взгляд она нужна?
- Безусловно должна присутствовать самоцензура. Нельзя опускаться ниже определенного уровня: ни в эстетическом, ни в этическом, ни в профессиональном и человеческом плане.
То есть нужно обладать определенными внутренними качествами, которые позволят отсеять лишнее, выбрав стоящее внимания зрителя и читателя?
- Самое главное, что со сцены должна идти положительная энергия, даже от отрицательного героя. Потому что действительность и без того порой весьма отрицательна.
А в киноискусстве?
- С кино, на мой взгляд, проще. Если мне не нравится, я могу его выключить. В театре, конечно, ты можешь встать и уйти, но это не совсем корректно к тем, кто работает на сцене и кто создает постановку. За свою жизнь я много видел спектаклей. По разным причинам иногда мне не нравилось, но я старался досмотреть до конца, потому что я понимал какой это огромный труд.
Федор Михайлович писал произведение в сложный для себя период. Работа над книгой велась, когда автор отбывал срок в каторге, и последовавшего безденежья. На Ваш взгляд фраза «Художник должен быть голоден» она правильна, особенно в контексте современной жизни?
- Частично это правда, но не доходя до крайностей. Когда слишком много-развращает, когда ничего нет-зажимает. На голодный желудок мозг работает лучше.
Когда действительно талантливые люди в силу тонкой душевной организации и неуверенности в себе опускают руки, что можно сказать таким людям?
- Я сам прохожу порой через это, и каждый раз сам себе должен доказывать что ты имеешь право выходить на сцену и ставить спектакли. Это каждый раз экзамен и риск. В этом и есть прелесть этой профессии. Театр-сию секундное дело, это магия. Зритель приходит за этим волшебством, энергией между ним и актером. Такого нет в кино, там есть экран. Через него передать все эти чувства могут единицы из актёров. Если можете прожить без театра-живите без него, я так всем своим ученикам говорю.
Федор Михайлович Достоевский известен во всем мире, почему на Ваш взгляд он популярен у людей за границей? Ведь он пишет про Россию, близок и понятен в первую очередь русскому человеку.
- На мой взгляд, там не хватает именно души. У него практически в каждом произведении есть покаяние и обращение к Богу, и диалог с ним, даже в произведении «Бесы». Он вскрывает и описывает все человеческие пороки и, что самое главное, подсказывает путь к преодолению и выходу из душевного кризиса.
У вас много учеников и выпускников, которые когда-то пришли на вступительные экзамены. На Ваш взгляд можно ли определить и разглядеть в человеке настоящий талант с первого взгляда?
- Есть некоторые педагогические приемы, которые могут помочь выявить способности. При поступлении это зачастую интуиция. Но бывает, что довольно скромный ученик становился номером один. Я учу их не только профессии, а в первую очередь некоторым человеческим качествам, которые взаимосвязаны: не предавать, уметь сострадать. Есть такие понятия как дружба, любовь, умение сопереживать. Не только на сцене. В жизни мы очень редко открываемся, нам сложно быть искренним, потому что если в жизни быть искренним тебе могут плюнуть в душу, на сцене тебе за это поаплодируют. Сцена единственное место где можно быть искренним.
Что Вы могли бы пожелать людям, которые прочтут эту статью и придут на спектакль?
- Прочитайте статью и приходите на спектакль