Топ-100

Этуаль нашего времени

Рецензии на спектакли
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова представила в Москве первый из серии одноактных балетов. Видимо, в мире уже не приглашают…

Билеты, стоимостью 20 тысяч рублей, распространяли, как мне показалось, в том числе и силами столичного соцобеспечения, судя по бабушкам с баулами (отнюдь не театральными старушками) на самых дорогих местах. Представление в обоих актах, почему-то, шло под фонограмму, что само по себе не серьезно для бенефиса главной танцовщицы главного театра страны.

Сама программа состояла из двух частей, не связанных между собой. В первой части, балете «Как дыхание», солисты пытались изобразить зарождение отношений между мужчиной и женщиной, но делали это так уныло, что даже намека на страсть в их движениях рассмотреть было невозможно.

Помню, как Наталья Осипова и Иван Васильев танцевали контемпорари на сцене Московского академического Музыкального театра года четыре назад, и танцевали так, что у театра уносило крышу, а зрители бились фактически в берниниевском экстазе. Я была на том спектакле. От рисунка тел хотелось рыдать, эмоции было невозможно сдерживать. Можно вспомнить и Диану Вишневу в «Татьяне», чье выступление – сплошь оголенный нерв. Светлана Захарова и компания до такого уровня явно не дотягивали.

Второй акт – балет «Gabrielle Chanel», созданный специально для примы Большого. Безусловный гвоздь программы, но у меня было чувство, что я присутствую на реинкарнации балета «Нуреев», бездарного и распиаренного, без сильных танцовщиков вообще, без внятной музыки и идеи.

Любовный дуэт мадемуазель и Дягилева – полный провал. По сценарию, она влюблена в его «русскость» и экзотику, в бисексуальность, в его русскую труппу, во весь этот шарм. Он, весьма искренне, влюблён в ее деньги и популярность во Франции. Такие дуэты должны валить с ног сексуальностью, взаимным танцем теней, скрытыми аллюзиями и интересами. Партнеры должны дышать в унисон, от их прикосновений должны лететь искры, а лихорадочный блеск глаз должен быть виден с галерки. Это же ключевой момент всего балета.

По факту мы имеем двух холодных партнеров. Габриэль танцует два фирменных элемента, гипер-шпагат и закручивание рук вокруг головы Героя. Страсть? Притяжение? Экзотика? Секс в голове? Лихорадка? Этого нет и в помине. И тут претензии даже не к балерине: как можно было это так поставить? Они что, Нижинского в исполнении Нуреева не смотрели? Не смотрели интервью с очень пожилым князем Юсуповым, с его неподражаемым русским великосветским шармом, да таким, что голову сносит, учитывая возраст князя? За такую невнятную постановку сцены отношений Мадемуазель и Дягилева надо отбирать диплом у постановщика.

Исполнитель партии Дягилева был похож на курпулентного голландского промышленника в гольфах, пришедшего в Оперу за очередной субреткой. Ну, ладно, Дягилев. А Шанель? Она, в свое время, покровительствовала не только Дягилеву, но и Нижинскому, приятельствовала с князем Юсуповым. Ее привлекало в них вот это вот русское, когда «в одном глазу Бог, а в другом – черт». Ее привлекала куртуазность, честный и искренний обман – только русский аристократ может любить субретку как графиню, и верить в это. Иногда на всю жизнь, иногда на день, собственно, какая разница? Вот это Светлана Захарова и должна была показать в танце, но тема осталась нераскрытой. В том числе, и тема русского искусства начала XX века, и причины того, почему им так восхищался весь мир, а Париж так вообще был бы не Париж без Анны Павловой, Дягилева, Серова, Феликса и Ирины Юсуповых, Иды Рубинштейн и прочих не менее колоритных персонажей. С чем был связан этот ренессанс, как он влиял на, в целом, провинциального европейца, как Россия стала столицей артистического мира?

В балете (который я бы назвала набором однотипных хореографических композиций) обо всем этом нет и полслова, тема не то что не раскрыта, но даже и не обозначена. «Химии» не случилось даже в дуэте Захаровой с персонажем Дягилева. Светлана Захарова везде, во всех сценах однообразна и занудна, танцует вообще мало, ее танец – набор стереотипов. Закрадывается мысль, ей совсем не надо танцевать современный балет. У неё данные для блестящей классической балерины.

В общем, это даже провалом нельзя назвать. Провалиться может балет, а тут его просто не случилось. Так, хореографические картины, особенно это касается первого акта. Больше было похоже на парад физкультурников, что, кстати, было бы и в тему, и на злобу дня. Главная идея, не подвластная Светлане, – закидывание ноги за ухо в высоченном шпагате не есть ещё балетное искусство.

Удручает и форма танцоров Большого. Был у нас балет, и нет его. Пафос и пустота.

адвокат и театралка Ирина Зуй

Поделиться с друзьями

Люблю и обожаю кино =)
Большой опыт работы в киноиндустрии.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.