Как известно, кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Значит ли это, что тот, кто не рискует и вовсе не способен познать вкус жизни? Все мы жаждем добиться в чём-то успеха, немного меньшее количество людей хотят славы. Но на смену сбывшимся надеждам приходят тёмные очки, нежелание поворачиваться лицом к миру и уход в тень. Sic transit gloria mundi. Деньги лишь предоставляют яхту для поисков счастья, а не само счастье. На такие глубокомысленные (или не очень) рассуждения наводит фильм Крэйга Гиллеспи «Дурные деньги», который вышел в кинотеатрах с 5 октября.
У Гиллеспи неплохо получается адаптировать выдуманные («Круэлла«) и не совсем («Тоня против всех«) истории (не берусь судить о сериалах «Пэм и Томми» и «Майк», просто их не видел). На этот раз австралийский режиссёр решил снять «Волка с Уолл-стрит» на минималках, рассказав нам о скандальной биржевой авантюре, связанной с резким скачком цен на акции американской компании по продаже видеоигр GameStop. И есть в этой инсценировке даже что-то от Достоевского. Не бойтесь, никто в «Дурных деньгах» не проламывает старухам головы топором.
В центре сюжета инвестор и стример YouTube Кит Гилл (Пол Дано), более известный интернет-аудитории как Roaring Kitty (Ревущий Котёнок). Его стримы будут смотреть обыватели, которые благодаря заразительному примеру тоже станут мелкими инвесторами. Несколько таких историй про диванных аналитиков также лягут в основу повествования. Обычный герой поколения Y зарабатывает миллионы долларов и толпу фанатов, Уолл-стрит горько плачет. И у всех лишь один вопрос — что, чёрт возьми, происходит?!
Вернёмся ненадолго к Фёдору Михайловичу, разберёмся причём тут он. Дело в том, что Кит Гилл и теория о твари дрожащей неплохо рифмуются, если не считать, что его успех чистой воды случайность, слепая удача. Единственное, что герою «Дурных денег» не приходится строить себе оправдания. Он лишь задумывается — я раб или могу нагнуть Уолл-стрит? Подобно Раскольникову он переступает через страх, становится зависим от риска и адреналина. Есть, наверное, доля ответственности, которая легла на плечи простого парня из пригорода Бостона. И она в том, что Гилл выкладывал в открытый доступ свою нечаянную радость, взлетевшие до небес акции, ставшие миллионами. Он наглядно демонстрировал, что сильно рискует. Многие захотели почувствовать эту силу.
Но всегда перед глазами должна стоять история героини Америки Ферреры, которая имела капитал в полмиллиона долларов, а осталась с суммой в 13 тысяч. Ещё, наверное, имеет смысл рассказать показательную историю о риске и к чему он может привести. Почему-то только на днях мне стало известно о происшествии с баскетболистом Алексеем Шведом. В начале мая этого года Алексей стал жертвой хулиганского нападения, в результате чего получил открытую черепно-мозговую травму и чудом остался жив. Существует версия, что это случилось из-за проигрыша ПБК ЦСКА, а злоумышленники тупо потеряли деньги на ставках у букмекеров.
В отличие от этой новости фильм Крэйга Гиллеспи произвёл приятное впечатление. Верно подмечали, что постановка могла быть и более развёрнутой, масштабной, но интерес к картине не пропадает на протяжении всего хронометража, даже если заранее знать реальную историю или предполагать чем они обычно заканчиваются. «Дурные деньги» могут напомнить «Игру на понижение» Маккея, но у Гиллеспи получилось снять менее тяжеловесное и более игривое кино.
Закончить хотелось бы словами из песни, что звучала в мультфильме «Остров сокровищ». Шанс — он не получка, не аванс, он выпадает только раз, Фортуна в дверь стучит, а вас дома нет. Рискуйте, но не опускайтесь до совсем уж животных инстинктов.