После выхода фильма «Дурак», в России заговорили о появлении режиссера с большой буквы. Юрий Быков — хоть и молод, но ему есть что сказать, — так говорили об авторе, который и до премьеры «Дурака» доказал, что умеет снимать кино без компромиссов («Майор, «Жить»). Он снимает честное кино, о том, что действительно важно и не боится ставить острые вопросы. Не списываясь при этом на банальные хэппи-энды в угоду массового зрителя.
Тем выше сейчас интерес к его новому фильму «Завод», пресс-показ которого состоялся накануне в Москве. Градус ажиотажа повысил и сам Быков, год назад заявивший, что после «Завода» оставит кинематограф. К счастью, сейчас режиссер передумал и уже запустил в производство несколько проектов.
Но обо всем по порядку. «Завод» начинается в абсолютно угадывающемся почерке Быкова: мрачные пейзажи российской глубинки в которых обитают отчаянные герои, родные которых прикованы к постели тяжелыми болезнями. Далее молниеносно быстрая завязка, после которой в действие вступает персонаж Андрея Смолякова. События разворачиваются в течение одной ночи и в одной локации. В таком кино весь груз зрелищности берут на себя актеры, и здесь они справились со своими ролями на отлично. Героев много как со стороны «хороших», так и со стороны «плохишей», но все они отличаются в меру выпуклыми характерами, несмотря на то, что экранного времени на раскрытие у каждого из них совсем немного.
Юрия Быкова среди героев фильма «Завод» вы не увидите. Но режиссер обещает с лихвой это исправить в своем следующем проекте. Съемки картины «Сторож», которую сам автор называет «камерной драмой», уже завершены и Быков исполнил в нем главную роль.
Добавляет атмосферности и великолепная музыка, которой много, но при этом она уместна в каждой сцене. Металлическое дыхание саундтрека, словно сам завод переживает за жизнь героев, добавляет напряженности в и без того закрученные до предела сцены. Будь то периодические переговоры между захватчиками и приспешниками олигарха, или в эффектной экшн-сцене, где прибывшие спасать заложника, сами попадают в непростую ситуацию. По уже сложившейся традиции музыку к своему фильму писал и сам Быков, а также в этот раз, добавивший композициям своеобразное электронное звучание, приглашенный соавтор Иван Исьянов.
К сожалению, есть и ложка дегтя в новой картине Быкова. И прежде всего — это сценарий. Если обойтись без спойлеров, в основном это касается внутренней логики действий персонажей и порой, не совсем уместных диалогов. Например, в самый разгар сюжета один из героев спрашивает у главного героя «что же ты наделал», на что он отвечает «ты это о чем».
Также автор предлагает нам поверить в сопереживание между некоторыми героями, но это сложно сделать, так как предшествующие сцены их отношений не развивались в должном направлении. И еще: это уже придирка, но не могу не отметить: для событий одной ночи действий происходит уж очень много, как и провисаний между ними. Сюжет выстроен не совсем «складно», как сказал бы персонаж Владислава Абашина.
В итоге, «Завод», к сожалению, не дотягивается до той высокой планки, заданной фильмом «Дурак». Но это все равно фильм обязательный для просмотра, как для поклонников творчества Быкова, так и для всех, кто хочет посмотреть на большом экране «боевик со смыслом». Боевик,
пытающийся честно представить обе стороны конфликта, не разделяя на откровенно белое и черное. Боевик, задающий неудобные, но нужные вопросы, ответы на которые зритель должен поискать в себе. А такое для современного российского кино, согласитесь, уже немало.
Турар Тулегенов