Пик популярности нуара пришёлся на сороковые-пятидесятые годы прошлого века, хотя позже появились неонуар и постнуар. Этому жанру присущи мрачность и чувство отчуждения. Так что если новогоднее настроение вас так и не настигло, то советую сходить на новый фильм Эрика Зонка «Чёрная полоса«, который выходит в прокат 10 января. Он не станет одним из ярких представителей жанра, но порадует поклонников Венсана Касселя.
Изначально на роль комиссара Висконти взяли Жерара Депардье, но обстоятельства сложились так, что режиссёр начал переговоры с Касселем, который в это время был задействован на съёмках картины «Дикарь«. Венсан изнурял себя, чтобы больше походить на одержимого творчеством Гогена, так что в «Чёрной полосе» вы не увидите обрюзгшего детектива. А увидите измождённого алкоголика (отсылка к самому режиссёру), который пытается добраться до истины.
Если и есть вопросы к сюжету и можно придраться к некоторым персонажам, плохо прорисованным, то Венсану трудно предъявлять претензии — это его бенефис, он безумно хорош в роли подозревающего всех полицейского. Как и Ромен Дюрис в роли чудаковатого школьного учителя.
Потрёпанный жизнью Франсуа Висконти начинает расследование — пропал подросток. Казалось бы, обычное дело — загулял паренёк, с друзьями или девушкой. Но чем дальше в лес (можно сказать, в буквальном смысле), тем хуже. Клубок интриг будет постепенно распутываться, но хэппи-энда ждать не приходится…
Фильм наполнен чёрным юмором, абсурдом и философией экзистенциализма — в «Чёрной полосе» не зря упоминаются Кафка и Камю. Но всё же новая работа французского режиссёра не станет такой же великой, пусть и не лишена шарма. Ей далеко даже до потрясающего дебюта самого Эрика («Воображаемая жизнь ангелов»). Концовка, увы, притянута за уши.
Несмотря на это, после просмотра можно испытать гамму чувств — уныние, разочарование, удивление, восторг. Фильм ни в коем разе не скучный, он получился злободневным — в нём затрагивается тема сексуальной ориентации, конфликт отцов и детей.
Эрик Зонка не позиционирует себя как мастер саспенса, так что если вам не хватит напряжения и «Чёрная полоса» вас не особо заинтригует, то, видимо, пора пересмотреть Хичкока и Полански.