В каждой семье есть проблемы. Маленькие или большие. Дети вырастают, создают свои ячейки общества. Появляются новые проблемы. Наслаиваясь друг на друга, они становятся частью большого конгломерата общесемейных проблем, особенно если все члены семьи живут под одной крышей. Вынуждены жить.
Эпидемия холеры, закрытые границы города, выступают как лакмусовая бумага для проявления давно забытых обид, потаенных чувств и страхов одной большой семьи евреев-одесситов и весь этот негатив проявляется наружу в условиях ограниченности пространства. Не зря говорят – все тайное становится явным, и даже тайная, запретная влюбленность.
Три сестры: Лора, Мира и Алла. Две из них показаны в повествовании, голос третьей слышался лишь в телефонной трубке. Но по построению диалогов можно понять, что отношения у всех троих натянутые. Накопленные обиды друг на друга не дают радостным чувствам взять вверх над сознанием.
Второй темой фильма является проблема идентичностей: советский человек или все-таки еврей по самоопределению. Георгия Иосифовича (Леонид Ярмольник) одолевает экзистанциальный кризис и мы в последующем понимаем, что он – жертва советской системы.
Героев драмы одолевают множество кризисов, и только мальчик Валера [Валерик] несет в себе позитив и чистоту детской души. Прочитав несколько интервью с режиссером, можно понять, что он и есть тот самый мальчик.
«Одесса» — фильм-воспоминание Валерия Тодоровского о своем детстве, проведенное в этом городе. Фильм-воспоминание, но не автобиография. Все же вымысел в нем также присутствует. Есть поговорка – «все, что ни делается – все к лучшему». Часто она бывает права. Не получилось у Тодоровского снять фильм про Одессу в Одессе – зато в декорациях на Мосфильме удалось воспроизвести свое уникальное воспоминание о городе, собранное по крупицам из детства.
Присутствие легкого и незатейливого юмора, прибавляют творческому продукту положительные качества.
Великолепная игра Леонида Ярмольника и Ирины Розановой – украшение фильма. В каждом кадре, актеры жили жизнями своих героев. Ни в ком из исполнителей не чувствовалась наигранность.
Финал – открытый. Расплывчатый. Быстрая смена места и действий не дала возможности настроиться на конец. Каждый из зрителей сам решает судьбу героев и в этом состоит прелесть открытых финалов.
Кино лично мне доставило удовольствие от эстетики кадра, от игры актеров, навеяло на мысли о жизненных решениях при условии, когда «всем плохо».
Это кино для всех. Но, в тоже время в нем содержится что-то личное об авторе и для него самого.