Если вы думаете, что избавились от своих детских страхов, то добро пожаловать в кино на фильм «Бойся темноты» Арно Малерба. Эта картина была вдохновлена работами Гильермо дель Торо, она напомнит вам о монстрах под вашей кроватью и непременно поиграет с воображением. «Бойся темноты» это не классический хоррор, от данного ярлыка открещивался и сам режиссёр. Это скорее страшная, жуткая сказка и попытка передать восприятие чуждого мира глазами ребёнка. С 4 августа фильм уже можно посмотреть на больших экранах.
Пусть вас не пугает низкий рейтинг этой картины, ведь некоторые зрители и кинокритики остались в полнейшем восторге после просмотра. К тому же нашлись среди почитателей кино и те, кто порадовался чему-то хорошему из Франции («Бойся темноты» является продуктом франко-бельгийского производства), ведь в последнее время французы подсовывали нам чёрствый багет в виде глупых комедий и драм.
По сюжету молодая учительница приезжает с маленьким сыном (у которого проблемы со слухом) в небольшую деревушку, чтобы преподавать в местной школе, а заодно благополучно забыть прежнюю жизнь. Но получится едва ли, ведь главные герои узнают, что недавно здесь пропал ребёнок, мальчика начинают гнобить местные дети, а в лесу оживает нечто зловещее…
Малерб вполне удачно совмещает элементы фильма ужасов (а именно фолк-хоррора) и психологической драмы. Если считать «Бойся темноты» порождением детской фантазии и стремлением сбежать от недружелюбного мира, то перед зрителем открывается полный спектр эмоций и красок, чего так хотел режиссёр. А что ещё делать маленькому мальчику, как не убегать в мир грёз, когда он растёт без отца, а ровесники считают его неполноценным? «Поговори со мною, мама» — всем своим видом ребёнок пытается это сказать, но мать пытается устроить свою личную жизнь.
Так что монстр – это собирательный образ, это совокупность детских страхов, обид и недосказанностей. Но от этого он не перестаёт быть менее страшным. Намеренно или нет, но Малерб поднял тему неполной семьи, матерей-одиночек, домашнего насилия и отобразил детский взгляд на все эти «прелести». Я бы сравнил этот фильм не только с «Лабиринтом
Фавна» и сказкой про Гензеля и Гретель, но и провёл бы неоднозначную параллель с «Невидимым миром». У Малерба окружающая действительность так же испытывает маленького героя на прочность. Но детство это время волшебства и всемогущества. Поэтому наш парнишка становится повелителем птиц – они едят у него прямо с рук и помогают в финальной схватке с чудовищем.
В фильме много красивых, запоминающихся моментов. Помимо вышеупомянутой дружбы мальчика с миром пернатых, очень атмосферным является кадр, когда героиня курит в наушниках на пороге дома, а перед ней расстилается ночь, необъятная и леденящая душу темнота.
Саундтрек, цветовая гамма и оригинальный, пугающий персонаж из европейских мифов делают из фильма Арно Малерба одновременно изящную фантазию и пронзительную драму. «Бойся темноты» — это очень эмоциональная, замысловатая, трогательная и во многом полезная картина, которую обязательно нужно посмотреть в стенах кинозала.