«Вот так фунт! Вот так штука…»

«Вот так фунт! Вот так штука…» Рецензии на спектакли
Премьера в Московском театре русской драмы под руководством Михаила Щепе́нко. Под таким названием в одной постановке встретились два знаменитых драматурга на сцене Театра русской драмы. Заслуженные деятели искусств России Михаил Щепенко и Тамара Баснина так искусно соединили рассказ Антона Чехова «Калхас» и пьесу Александра Островского «Лес», что швов не видно.

Вся история начинается с того, что ведущий актер театра после премьеры, которая как полагается была достойна отмечена обильным возлиянием, просыпается в пустом театре. Сначала он не может понять где находится и когда. Сам с собой разговаривает, рассуждая о своей жизни. После осознания ситуации и появления его друга суфлера, и тут они вместе вспоминают одно общее приключение из прошлого.

Ну, вы уже поняли. Актер — это Несчастливцев, суфлер — Счастливцев.
И вот они встречаются на дороге. Геннадий Демьяныч Несчастливцев, он же Гурмыжский (Геннадий Кухаренко) и Аркадий Счастливцев (засл.арт. России Аркадий Аверин), встретившись на дороге, по которой шли пешком и уже изрядно сбили свои ноги, устали, замерзли, давно хочется сытно поесть. Вот они и заговорили о том куда идти и где на Руси актеру хлебная жизнь выпадает. Один идет в Вологду, но там труппы нет. Другой идет в Керчь. И там тоже труппы нет. Вот и решили они к родственнице Гурмыжского зайти. Отдохнуть, отогреться покормиться.

Сюжет лично для меня известный. Читала и смотрела на сцене. Но данная постановка особенная. Я такой постановки давно не видела на сцене ни одного драматического театра. В последнее время костюмы все больше условные, декорации минималистичные. Но в Театре русской драмы все не так. Тут все по-настоящему: и декорации и костюмы, и игра актеров. Свет, музыка тоже на хорошем уровне. Мне даже показалось, что я перенеслась в прошлое. Даже не в советское прошлое, а во времена Александра Островского. Пьеса была написана в 1870 году и поставлена уже в 1871 году в Тифлисе и Самаре. Роль Несчастливцева была посвящена выдающемуся провинциальному артисту-трагику Н.Х. Рыбакову.

«Вот так фунт! Вот так штука…»

Итак, на сцене довольно массивная деревянная лестница с красивыми перилами, по которой то спускаются, то поднимаются герои. Иногда они садятся на ступеньках. На площадке перед лестницей столики и стулья. Герои входят и выходят, на столики ставят графины и бокалы, вазы с цветами.

Тетушка героя Раиса Павловна Гурмыжская, вдова (засл.арт. России Валерия Полякова) просто восхитительна в своем лицемерии. Даже зная сюжет, до какого-то момента веришь в ее порядочность и милосердие. Характер героини раскрывается не вдруг, а постепенно. Кажется, что действительно добродетельная бездетная вдова. Она и дальнюю родственницу в дом приняла. Даже замуж хочет ее выдать за «достойного молодого человека». Он тоже ее воспитанник.

«Вот так фунт! Вот так штука…»

Но в какой-то момент все меняется. И вот перед нами уже скупая, престарелая и молодящаяся дама, вожделеющая юношу Алексея Буланова (Алексей Ласточкин) и покупающая его любовь деньгами. Да так откровенно… А ему только того и подавай. Молодой человек оказался весьма достоин денег Гурмыжской. Ради обеспеченной и безбедной жизни, он готов на все. Актер не жалеет красок для показа характера своего героя.

Аксюша, дальняя родственница Гурмыжской с нежностью и трепетом исполняемая Екатериной Авериной, влюблена и не хочет подчиняться желанием своей дальней родственницы. Она даже готова умереть. И в отчаянии соглашается пойти в актрисы. Но не воспитана она для этого. А любит она сына купца Петра Восмибратова (Никита Шаталов), отец которого во что бы то ни стало хочет приданное получить от невесты. Ну не три тысячи, так хотя бы одну…Актер играет безусловно влюбленного юношу, но с воспитанием у него проблемы. Так и норовит влезть в драку, когда идет разборка между Несчастливцевым и его отцом Иваном Петровым Восмибратовым (Алексей Зеленков).

«Вот так фунт! Вот так штука…»

Несчастливцев, спас Аксюшу и размечтался о том, что под молодую актрису он сможет собрать свою труппу. Он мечтатель и идеалист. Геннадий Кухаренко яркими красками рисует характер своего героя. Кажется, что передо мной русский артист прошлого века. Красивые мысли и красивые жесты. Этакая картина маслом.

Заслуженный артист России Аркадий Аверин своего героя Аркадия Счастливцева рисует мягко акварельными красками. Иногда вдруг бросая густой и яркий мазок. Он тих, скромен и в дорожной сумке носит в основном тексты и ноты водевилей. Но он вполне пронырлив и способен устроить себе сытную жизнь в конкретных условиях, заводит романчик с хитрой и ловкой ключицей Гурмыжской Улитой (засл.арт. России Юлия Щепенко). В целом она служит верно, но свой интерес блюдет. Пара Счастливцев и Улита представляет собой прекрасный комедийным дуэт. Аркадий как ласковый теленок, приникает к груди пышнотелой Улиты. Мимика, жесты, походка все хорошо. И все находит самый живой отклик у публики.

«Вот так фунт! Вот так штука…»

Но Счастливцев горделив. Роль слуги, которую ему предложил сыграть приятель Несчастливцев, его обижает, ведь они равны. И он в запале срывается и выпаливает всю правду. И любезная тетушка и ее соседи, которые до этого уважительно относятся к племяннику тут же меняются. В целом можно отметить достойную игру всех актеров.

Венчает финал продолжение рассказа Чехова. Наши герои: Геннадий Демьяныч Несчастливцев и Аркадий Счастливцев снова ночью в театре.

Сказать, что постановка очень понравилась — мало. Ведь здесь я пережила фантастическое и невероятное путешествие во времени. Общую картину завершило впечатление от небольшого, но уютного здания театра, комфортного зала и приветливого общения.
Дата премьеры: 27.11.2022

Людмила Шерова, фото пресс-службы театра

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.