В рамках проекта «Атлас ВМаяковский» режиссёр Александр Шейн решил создать фильм-путешествие – путешествие во времени посредством души одного человека… Или не одного. Если задуматься, то главным героем в этой картине может являться практически любой!
Первые кадры были сняты ещё в декабре 2013 года, но только сейчас, в марте 2019-го, картина (к слову, абсолютно не прокатная) выходит в прокат. Почему же? Об этом рассказал сам автор.
Александр признался, что долгое время приводил свою работу в искомый вид. Первые зрители увидели «ВМаяковского» ещё год назад, но после этого фильм продолжал меняться – к примеру, как отмечает режиссёр, с тех пор он стал короче на три минуты.
Долгое время Александр Шейн принципиально показывал эту ленту не в больших кинозалах, а в крохотном музейном пространстве, с чаем и сушками. Чтобы после просмотра все собравшиеся могли спокойно обсудить увиденное, поделиться возникшими мыслями…
А поделиться захочется! Пожалуй, это один из тех фильмов, после которого нельзя просто встать и уйти. Какие бы важные дела ни ждали вас в большом мире, сразу вы о них вряд ли вспомните. Вас куда больше будет волновать, к примеру, почему некоторые роли в фильме «ВМаяковский» (Яков Агранов, Лиля Брик) исполнили сразу несколько актёров? Неужели за столько лет съёмок отдельные актёры не нашли в своём графике времени, чтобы полностью сыграть одну роль? Лишь хорошенько подумав, можно понять, что этот ход имеет чёткий смысл. В разном возрасте мы по-разному относимся к одним и тем же вещам, людям… Например, к Маяковскому. Для более чёткого акцентирования на этом моменте режиссёр не наносит на актёров «возрастной» грим, а вводит в игру новых актёров нужного возраста.
А что же Маяковский? Как подчёркивает Александр Шейн, главное в нём было разрушение. Он был изгоем, панком и революционером своего времени. И он в любом возрасте и при любых обстоятельствах оставался одним и тем же… В итоге его жизнь подошла к такому результату, когда необходимым стало нажать на курок. При этом абсолютно не важно, кто бы это сделал.
«Любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете…» – написал поэт на прощание.
«Я не работаю на какую-то конкретную имеющуюся аудиторию, я каждый раз создаю новую. Я хочу, чтобы люди увидели мой фильм и задумались. Уверен, что каждый почерпнёт в нём что-то своё. Я доверяю каждому зрителю право выбора той «главной» мысли, которая нужна именно ему. Мне же в данный момент нужен только тот зритель, которому нужна моя работа», – подчеркнул Александр Шейн.
От себя добавлю, что этот фильм не исключительно для поклонников творчества Владимира Маяковского. Вы даже можете ничего не знать об этом человеке, но всё равно проникнуться симпатией к фильму. А можете любить Маяковского и знать наизусть его биографию, но после просмотра понять, что не знали почти ничего. Потому что это не пересказ его жизни. Это путешествие по душе. По душе поэта и душе его времени. И оно достойно того, чтоб его совершить.
Ольга Лаврикова