В Московском драматическом театре «Модерн» в марте с.г. состоялась премьера театральной постановки по роману Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Пьесу для театра написала современный автор из Екатеринбурга Марина Сулчани. Это ее не первый опыт сотрудничества с театром. В театре была поставлена в 2020 году ее пьеса «Человек с глазами Моцарта».
Текст самой пьесы в Интернете я не нашла, и поэтому прочитала роман Пауло Коэльо. Несколько романов данного автора я читала лет 15 тому назад. Роман переполнен внутренними монологами и рассуждениями вокруг психических диагнозов, так как действие происходит в психиатрической больнице. Все о чем пишет Коэльо он пережил в жизни. И в тюрьме сидел, где подвергался пыткам, и в психушке был три раза еще подростком. Так что автор романа знает не понаслышке что там и как лечат.
Но спектакль «Вероника решает» не о порядках в психбольнице и не о варварских методах лечения. И даже не об эксперименте доктора Игоря, который сообщает Веронике, что в результате попытки суицида ее сердце пострадало настолько, что ей осталось жить всего неделю. Это спектакль о желании человека жить, несмотря на совершенную попытку самоубийства.
Проблема самоубийства, которую поднимают в данном спектакле авторы и театр очень актуальна. Согласно статистике в год покончить с собой пытается больше 25 миллионов человек. Треть из них повторяют своё намерение, а 10 процентов в конце концов реализуют его. Пауло Коэльо похоже эту проблему знает изнутри. 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств.
Спектакль погружает зрителя в странный мир, более странный, чем описан в Романе Коэльо с пациэнтами, врачами и медсестрами, с группирующимися и не группирующимися больными в Вилетте — словенской лечебнице для душевнобольных. На сцене же появляется Бог Ра — древнеегипетский бог солнца, верховное божество в религии древних египтян (засл. артист России Дмитрий Бозин), Оси́рис — бог возрождения, царь загробного мира (Александр Мирлюнди (Жуков), богиня Бастет, олицетворяющая кошек, радость, веселье, любовь, женскую красоту, плодородие и рождаемость (Марианна Канивец), Тот — бог луны, направляющий её фазы и времена года (Александр Колесников), Шу — египетское божество воздуха и солнечных лучей (Александр Сериков) в соответствующих их рангам костюмах египетских божеств.
В этом мифологическом окружении встречается два человека, молодая женщина Вероника (Анастасия Сычева) после неудавшейся попытки самоубийства и, впавший в глубокую депрессию и потерявший интерес к жизни, молодой человек Эдуард (Лев Смирнов). И неотступное желание найти способ покончить с жизнью у Вероники сменяется на желание прожить оставшееся ей время, дыша полной грудью и радуясь каждому мгновенью. А многое ли для этого надо? Очень много: понимающий человек рядом, прекрасная музыка и уверенность, что счастье возможно. И все это пробуждает к жизни и Эдуарда. Считая что у Вероники остался только один день, молодые люди сбегают из лечебницы, чтобы прожить этот день вместе. Эксперимент доктора Игоря (Роман Зубрилин) оправдался. К девушке вернулось не только желание жить, но и понимание ценности жизни и красоты. Эксперимент был рискованный, ведь психика человека хрупка, а сила самовнушения велика. Поэтому стоит жить, думая о том, что пока ты жив, остальные проблемы можно решить.
Спектакль получился светлым и оптимистичным, несмотря на сюжет и место, где происходит действие. И название романа Пауло Коэльо можно было бы сформулировать иначе: «Вероника решает жить»!
«Для меня это самый жизнеутверждающий бестселлер Коэльо. Мы должны верить в свою жизненную силу. Нужно научиться ценить жизнь. Любовь и люди, которые нас окружают, помогут нам справиться с любыми трудностями», – говорит Юрий Грымов.
Людмила Шерова
Фото Полины Королевой, предоставлены пресс-службой театра