Топ-100

В трудах аки пчела (рецензия на фильм «Улей»)

Рецензии на фильмы

Фильм «Улей», основанный на реальных событиях, точно противопоказан тем, кому принципиально надоели феминистические посылы и кино про нелёгкую женскую долю. Но эта косовская драма, дебютная работа для Блерты Башолли, становится гимном дружбе и пацифизму, стоит лишь копнуть поглубже. Картина, получившая все три главные награды фестиваля «Сандэнс» и попавшая в шорт-лист номинантов на «Оскар», будет доступна для российских зрителей с 12 мая.

   Сколько, казалось бы, мы видели фильмов о сильных женщинах («Прислуга», «Джеки», «Жена» и т.д.), а фантазии или реальные истории на эту тему всё так же волнуют режиссёров. «Улей» примечателен тем, что это выходец из Косово. И тем, что Башолли, рассказывая о конкретной женщине в патриархальном обществе, поведала нам куда больше — о незаживающих ранах целой республики.

   Главная героиня, Фахри (Иллка Гаши), занимающаяся пчеловодством, вынуждена в одиночку содержать семью, так как её муж пропал без вести во время войны в Косово. Она получает водительские права и пытается наладить производство айвара (икра из печёного болгарского перца). Но её действия не находят одобрения у односельчан, а иногда даже у родственников. Всё потому, что в их глазах Фахри нарушает устои и не следует традициям…

   А традиции эти специфичны и сейчас кажутся едва ли не сказочными. Ведь трудно себе представить, что где-то есть клочок земли, где женщины находятся под столь тяжким гнётом патриархата (хоть события в фильме происходят почти четверть века назад). С одной стороны это возможность соприкоснуться с иной культурой, иными взглядами. С другой же показывает, насколько опасной угрозой для будущего может быть  архаичное мышление.

   Пчёлы в фильме символизируют не только труд, заботы Фахри, но ещё и болезненные «укусы» — войну, потери, насмешки и непонимание людей. Недаром нам несколько раз крупным планом показывают плечи и спину героини, на которых видны следы атаки насекомых. Фахри постоянно сталкивается с нападками, как правило со стороны мужской части населения — то стекло ей в машине разобьют, то банки с айваром.

   Разбитые банки с закуской, эта пастообразная масса красного цвета, разбросанная по полу, повергает в растерянность не только главную героиню, но и зрителей. Ведь выглядит всё это как напоминание о несправедливости, о пролитой крови невинных. Единственная кровь, с которой готова столкнуться Фахри — это месячные её дочери и кровь свёкра Хаджи для анализа ДНК.

   И всё же в те моменты, когда Фахри по привычке не опускает угрюмо глаза, находятся люди, готовые оказать ей помощь. Всё как будто идёт на лад, когда под боком можно обнаружить товарищей. С которыми, к тому же, можно станцевать — народные танцы мужа, конечно, не вернут, но подарят облегчение и возможность грузу упасть с плеч.

   В общем, выглядит «Улей» как кино о том, что супергероев можно повстречать в реальной жизни, они среди нас. Фахри вполне себе супергероиня. Её сила в том, чтобы гнуть свою линию и не сгибаться под тяжестью обстоятельств. Что не убьёт её, то сделает сильнее. Трогательное, мотивирующее и незабываемое зрелище.

Игра актеров
7
Музыкальное сопровождение
6.5
Операторская работа
6.5
Сюжет фильма
6.5
Развязка
7
Итого
6.7
Поделиться с друзьями

Город: Москва
День рождения: 5 марта 1994

Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.