Заключительной премьерой 91-го сезона театра кукол имени Образцова стал спектакль-притча о детстве, люби к маме и нежелании взрослеть — «Питер Пэн и Венди».
В премьерный вечер в большом зале был полный аншлаг. Посмотреть яркую постановку по мотивам любимой повести Джеймса Барри в новой интерпретации режиссера Бориса Константинова о «вечном семилетнем мальчике без двух, который сбежал из дома, водился с феями и называл свою маму предательницей и жабой» пришли целыми семьями.
И это не удивительно — добрая «история про детство» на протяжении двух часов заставила смеяться от души всем залом, путешествовать, играть, переживать и в итоге затронуть «потаенные уголки» даже самых серьезных родителей. Этот спектакль рассчитан и на детей с 6−7 лет, и на взрослых, мам и пап, особенно на тех, кто в душе так и остался ребенком.
Сюжет спектакля прост-маленькая девочка Венди вместе с братьями улетают от родителей из дождливого Лондона вслед за Питером Пэном на Остров, которого нет. В волшебном мире фей и русалок, отважных индейцев и пиратов с их главарем Капитаном Крюком их ждут невероятные приключения, сражения и опасности.
Но в постановке режиссера Бориса Константинова акценты в известной сказке расстанавливаются по новому. Он привносит в сюжет еще одного главного героя — Маму, которая несмотря ни на что, всегда «оставляет окно открытым для своего ребенка».
Каким бы заманчивым и чудесным не было приключение малыша по волшебной стране — мамино тепло, ласка и забота, благодаря которой она «подтыкает нам на ночь одеяла и рассказывает сказки» нельзя ничем заменить.
«Мне близок Джеймс Барри тем, что он разговаривает с детьми на серьезные, взрослые темы без заискивания и сюсюканья, вкладывая в этот разговор много личного. И в то же время он шалит и хулиганит, как Питер Пэн. Ведь у каждого взрослого есть часть души, неподвластная времени — благодаря ей он свободен, молод и безмятежен», — сказал Константинов.
Успех спектакля очевиден, ведь сам режиссер Борис Константинов — актер, драматург, многократный лауреат «Золотой маски» тоже родом из детства и сам немного похож на главного персонажа — Питера Пэна.
Кульминационным моментом захватывающего приключения становится высказывание главного персонажа о том, что «мама предательница и жаба». Режиссер преднамеренно толкает маленького зрителя на размышления о маме, ставя во главу угла позицию малыша.
«Важно, чтобы мама и ребенок, сидящий рядом, испытали некую неловкость, когда о маме говорят, что она предательница. Я хочу, чтобы в этот момент мамы в зале немножко сжались, а рядом с ними сидящие ребятишечки сказали, мол, мама, нет, ты у меня не такая, никакая ты не предательница», — рассказал Константинов.
По словам режиссера, каждый в спектакле найдет свое: дети увидят красивую сказку, разные виды кукол — тростевые и планшетные, маски и тантамарески, услышат прекрасную музыку Альбины Шестаковой, которая подарила каждому герою свой лейтмотив, но есть в постановке и послание к родителям.
Несмотря на легкость и «детскость» сюжета, это очень глубокое и разнообразное произведение, которое исследует важные пласты жизни, ставит проблему неизбежного взросления: как из веселого ребенка — озорника и придумщика — вырастает обыкновенный скучный взрослый человек. Неизменным остается только любовь к Маме, а Питер не хочет становиться взрослым, ускользает от реальной жизни. Он предпочитает остаться навсегда ребенком.
Фото: Мария Ястребова