Увы, но сегодня львиная доля фильмов создается как коммерческие проекты, направленные на извлечение прибыли. Но радует, что изредка интеллектуальное, «другое» кино радует ценителей настоящего киноискусства картинами, где необходимо думать, осмысливать происходящее на экране. Примером такого фильма является лента «На ощупь», которая выходит в российский прокат со 2 сентября.
По сюжету, молодой парень, от рождения слепой, прозревает в тот самый момент, когда на его глазах похищают его отца. Вместе с горем и желанием вернуть родителя, главный герой начинает воспринимать мир совсем иначе, уже не на ощупь, как он привык. Да и не так, как мы его воспринимаем окружающую жизнь: мы смотрим на мир, но не замечаем ничего необычного, а для прозревшего, представьте, это совершенно новый мир, другая реальность. Он в первый раз видит стены, дома, улицы, близких и чужих людей, девушку, которую любил только «на ощупь». Герой фильма умеет ценить мир, хоть и прозрел только к 22 годам. Боюсь, нам, зрячим, этому за всю жизнь-то не научиться. Вот над чем и приходится думать во время просмотра.
В этом трогательном и фрагментами ироничном фильме задействованы интересные актеры: Шагин, Баринов, Балуев, Наумова. В двух эпизодах появляется Андрей Малахов, как бы олицетворяя собой телевидение – «ящик, полный мусора», как говорится в фильме. «На ощупь» изобилует рекламными эпизодами партнеров-инвесторов картины: за 105 минут ленты ее создатели засветили в кадре журналы «StarHit» и «Кинопарк», сайт Кинопоиск.ru, сеть магазинов «Перекрёсток», радио NRJ.
Что больше всего мне понравилось в фильме, так это не сюжет, не игра актеров, хоть она находится на очень хорошем уровне, а именно визуальная составляющая фильма, красота природы, окружающего мира, приятные краски, замедленные на уникальной супертехнологичной видеокамере кадры застрела квартиры 380 снарядами и кадры разрушения автомобиля. Видеть реально каждый шаг это действия, по сотым долям секунды, по миллиметрам каждого движения – это действительно впечатляет.
На предпремьерном показе присутствовал сам режиссер картины Юрий Грымов. Он поделился откровениями, которые посетили его во время съемки фильма: «Для меня общение со слепыми – это жизненное потрясение. Я решил, что, если создавать фильм о слепых, то делать это надо очень серьезно. Этот фильм для ограниченного показа, и я рад, что делаю независимое, интеллектуальное кино. Если фильм понравится двоим в кинозале, то я уже буду доволен, так как в сознании массы произойдут какие-то сдвиги в сторону блага».
Нужно также отметить, что в картине «На ощупь» очень много национальных черт, и примечательно видеть, что национальное кино возрождается, как возрождается своеобразный киноязык такого типа картин. Такие фильмы, я думаю, помогают нам оставаться теми, кто мы есть от природы, без оглядки на запад.
Кино явно не для всех и каждого, но думающей аудитории оно понравится! Итак, добро пожаловать на сеанс для интеллектуальных зрителей!
Артур Зайнетдинов