У фильма Жолнина небольшая фестивальная история, он был отмечен киноведами и кинокритиками на фестивале «Окно в Европу», получил приз зрительских симпатий на Забайкальском кинофестивале. Но «Земун» кино именно фестивальное — некоммерческое, размеренное, которое не у всех найдёт отклик, зато создававшееся с энтузиазмом более пяти лет (по словам режиссёра замысел фильма созрел в 2015 году).
По сути это первая большая работа Жолнина с полным метром, которая была вдохновлена фильмами «Любой ценой» (2016), «Дом» (2011) и «Безумный Макс», а также «Тысячеликим героем» Кэмпбелла и Андреем Платоновым. Собственно, «Земун» напоминает погружение в миры именно этого русского писателя, к тому же характерная притчевая основа тоже имеется. Хотя лично мне по атмосфере фильм напомнил другой полнометражный дебют, а именно «Жить» Юрия Быкова.
Егор (очень востребованный сейчас Евгений Ткачук) вынужден вернуться в родную деревушку, чтобы помочь младшему брату похоронить отца, а заодно уговорить продать коров, чтобы рассчитаться с долгами и местным дельцом Глебом (Олег Ягодин). Братья оказываются по разные стороны баррикад в борьбе за наследство. Жертвы неизбежны. Не потому ли перед Егором всё чаще появляется Земун, «небесная корова», которая забирает души пастухов после смерти?..
Герой Ткачука оказывается вырван из своего мирка. Его увольняют из автосервиса (за то, что был судим), он подвергается некому регрессу — возвращается в деревню, из которой всегда хотел уехать или, можно сказать, предпринимает путешествие в прошлое, делает шаг назад. «Земун» совмещает в себе историю блудного сына и немного переиначенную историю Каина и Авеля — брат восстаёт против брата, но физически убивает его не сам, это делают его поступки и безответственность.
Есть и столкновение с грозным змеем. Правда, на кону не спасение прекрасной принцессы, а борьба за торжество морали и спасение души. Олег Ягодин — это нетипичный злодей в роли беспринципного предпринимателя, в образе которого есть что-то лисье, хитрое, как сказал бы сам режиссёр. Олега Валерьевича я люблю не только за актёрское мастерство, но и за то, что он делает на музыкальном поприще, солируя в группе «Курара».
«Земун» настолько впечатляет, что способен поменять отношение к неразрывному тандему жизни и смерти. Он говорит о цейтноте — нужно успеть сказать важные слова и в беспощадном режиме недостатка времени принимать правильные решения. Его можно считать одним из самых поэтичных фильмов о смерти. И всё же он не менее серьёзное послание живым — о корнях, о близости и разрыве связи между людьми, о пересмотре ценностей.
Смерть уравнивает всех, это известно. Но шанс на какое-то новое начало, перерождение, судя по концовке фильма, имеют может и не совсем хорошие люди, но готовые не оправдывать свои ошибки, а признать свою неправоту. Ведь как декламировала в своё время группа «Многоточие» — главное быть хорошим человеком.