Многие зрители моего поколения помнят спектакль «Турандот» в театре им. Вахтангова. Яркая, веселая и драматическая сказка со счастливым концом. Мне повезло видеть ее на сцене театра. Герои в исполнении Василия Ланового и Юлии Борисовой прекрасны, юны и с момента встречи влюбленны друг в друга. Несколько излишний и экспрессивный характер передачи чувств Калафом, Турандот и Адельмой демонстрировал некую нереальность ситуации, ее сказочность. А шуточки четырех персонажей в стиле итальянского театра комедии дель арте: Труфальдино, Тарталья, Панталоне и Бригеллы, сыгранных звездами театра и кино того времени, на бытовые темы, друг над другом и над остальными героями пьесы смешили публику. Всё вместе и веселило, и будило сочувствие, и вызывало слезы. Спектакль в целом казался красивой и веселой сказкой. Над тем, что уже три тысячи претендентов на руку принцессы потеряли свои головы, на этом фоне мы тогда не задумывались.
И вот новая версия на сцене театра на Малой Бронной. Режиссер спектакля Андрей Прикотенко — лауреат «Золотой Маски» и главный режиссёр Новосибирского театра «Красный факел». Во время просмотра спектакля были те, кто смеялся — мне же было не смешно. Серый мир. Главная героиня живет не в красивом и сказочном дворце, а в бункере с отцом императором и приближенными в безвременье. Они все боятся болезней и заразы, которые царят во внешнем мире. Видимо, поэтому Турандот (Василиса Перелыгина) так бледна и вообще похожа на фарфоровую китайскую куклу практически без эмоций. Она жестокосердна невероятно. Она ненавидит весь мир и мужчин. Просто в ужасе от того, что ей придется подчиняться мужчине. Глубоко переживающий по поводу жестокосердия своей единственной дочери, отец император Альтоум (Александр Кудренко) кажется благородным. Но ничего не готов сделать, чтобы исправить ситуацию. Хотя ответ на этот вопрос содержится во фразе принца Калафа, когда он узнает о деяниях Турандот:
«Подобные чудовища бывают Средь демонов, но вряд ли средь людей, Будь я отец, я сжег бы на костре Такую дочь».
Прекрасный принц Калаф (Никита Худяков) юн и обаятелен. Он похож скорее на юного Ромео из 50-х годов прошлого века и бездумно влюбился. Ему безусловно симпатизируешь. Он благороден и такой правильный во всех смыслах, что почти скучен. Как же надо не любить жизнь, когда ты видишь 3 тысячи голов предшествующих претендентов на руку Турандот, но готов скорее умереть, чем отказаться от нее.
Шутит тут не четверка веселых героев дель-арте, а один Труфальдиньсяо (Иван Тарасов). Он старается можно сказать за четверых. Но шутит совсем не весело, то предлагает включить свет и всем зрителям покинуть зал, так как тут разворачивается страшная история, то вдруг поминает вахтанговскую поставновку и неоднократно называет фамилию сегодняшнего директора театра Кирилла Крока. В общем, шутки попытались приблизить к сегодняшнему времени. Но они были даже менее смешными, чем в вахтанговской версии, так как шутки были понятны только узкой театральной среде.
Говоря о спектакле, нельзя не отметить его главного героя. Вы скажите, что я же их всех уже перечислила. Главным героем спектакля стала пауза. Помните в телесериале «Театр» героиня вспоминает наставление своего учителя: «Не делай паузу без нужды. А уж если взяла ее, то тяни сколько можешь». В постановке «Турандот» на сцене театра на Бронной пауз было очень много и тянули их сколько могли. Не говоря уже о том, как долго Турандот в своих массивных мантиях-кимоно усаживалась на стул и очень долго снимала свой парик. И все это в полной тишине.
В спектакле перед нами вереница уставших от трудностей жизни, утомленных людей несмотря на возраст. Они предпочли бы смерть, нежели продолжать ту жизнь, которую ведут. И это не удивляет. Этот образ жизни какой-то «ковидный». У нас все еще в памяти принуждение к изоляции, маски, в которых задыхаешься, полиэтиленовые перчатки, в которых потеют руки. Увольнения, снижение зарплат, штрафы. Какой-то ужас безысходности для большинства.
Цветовая гамма оформления сцены и костюмов в сером спектре и бункер, который зажимает героев в ограниченном и замкнутом пространстве только в первые моменты кажется странным. Потом понимаешь, что иного не дано.
Я прочла сказочную пьесу «Турандот» Карло Гоцци. Скажу сразу, что текст автора в целом сохранен. Сказка оказалась совсем не веселой и совсем не праздником, как ее поставили в Театре им. Вахтангова в далекие годы и восстановили в 1963 году. И хотя в пьесе счастливый финал, он не кажется логичным. А вот в театре на Малой Бронной финал кажется вполне закономерным. У этой истории не может быть счастливого конца.
С точки зрения сценографии в бункере особенно не разгуляешься, он зажимает актеров низким потолком и еще более чем сцена ограничивает пространство, в котором они действуют. Все оформлено в сером цвете. Да снова все серое, наверное как наш мир сегодня, каким он видится не только героям пьесы. И яркий алый всплеск в одном из костюмов Турандот и немного желтого. Серые декорации дополнены мультимедийными возможностями.
Этот спектакль не развлечение. Он предназначен для того, чтобы заставить зрителя задуматься над смыслом жизни. И к сожалению, выводы будут неоднозначны.
Людмила Шерова
Фото с сайта театра