Поэтический и пластический спектакль Дмитрия Бозина «Царь-девица» основан на одноименной поэме Марины Цветаевой. По сюжету жена пьяницы-царя влюбляется в своего молодого пасынка-гусляра. Он не может ответить ей взаимностью, мечтает о смелой воительнице, Царь-девице. Но и с последней ему не суждено быть вместе. На свиданиях юноша все время засыпает — из-за колдовства, которое с помощью злого волшебника наслала на него Мачеха.
Царевич показан в какой-то степени слабым, не способным ответить ни на страсть Мачехи, ни на чувства Девицы. Женские образы, напротив, у Цветаевой яркие и сильные, похожие на саму поэтессу. Обе женщины любят горячо и пылко, ради своей любви готовы и на колдовство, и на шантаж, и на самопожертвование.
На первый взгляд, героини очень разные. Мачеха – ласковая, хрупкая, с мелодичным голосом и… помощником в виде Колдуна. Царь-девица – сильный лидер, решительный военачальник, но внутри – та же бесконечная нежность. Удивительно, что играет обе роли одна актриса – Виктория Савельева, и перевоплощение удается ей мастерски: меняется и походка, и жесты, и даже голос.
Дмитрий Жойдик также играет двух героев: Царя и Няньку. На мой взгляд, убедительным у него получился только первый образ — одинокий, погрязший в пьянстве и пропивший половину казны правитель. А вот Дмитрий Бозин хорош и в роли Колдуна, и в роли Ветра – пугающий, загадочный и чертовски обаятельный.
Цветаева написала поэму в 1920 году, в период своего увлечения русским фольклором. Произведение словно соткано из народных песен, древних заклинаний, заговоров и пословиц. Магическую, сказочную атмосферу спектакля дополняет иногда тревожная, иногда медитативная, словно неземная музыка. Ее монотонный ритм порой вводит зрителя в транс, но, к сожалению, громкие выкрики актеров возвращают в реальность. Артисты действительно произносят некоторые фразы неожиданно резко. А некоторые слова и даже предложения, наоборот, говорятся нечетко, и воспринимать цветаевский текст, насыщенный образами и символами, становится еще сложнее.
Стоит сказать и о пластике актеров. В отдельных сценах это уже не просто театр, а танец, плавный и страстный, от которого невозможно отвести взгляд. Момент, когда Мачеха все же соблазняет Царевича, показан с помощью теней, зритель видит только силуэты любовников, но до чего же это красиво!
Спектакль понравится тем, кто любит творчество Цветаевой, нестандартные трактовки известных произведений и не боится громких звуков.
Рецензия на спектакль «Царь-девица», театр Романа Виктюка (Москва)