8 июня в прокат выходит новый фильм Бориса Хлебникова «Снегирь», являющийся вольной экранизацией романа Георгия Владимова «Три минуты молчания», который был опубликован ещё в конце 60-х. Это самый масштабный замысел Хлебникова, ставший столь же грандиозным полотном. «Снегирю» присущи замкнутые, тесные пространства (действие разворачивается на рыболовном траулере), гнетущая атмосфера и мрачность. Недаром в начале картины мы видим заставку кинокомпании СТВ (ту, что предваряет фильмы Балабанова), которая как будто предупреждает — сегодня вы вкусите депрессии и боли, но сможете посмотреть иначе на некоторые привычные вещи.
Новую работу Хлебникова характеризуют как фильм-катастрофа, но это катастрофа, связанная не с природными катаклизмами, а с безалаберностью, чёрствостью людских сердец и конфликтом поколений, который давно нависает над нами как нечто неизбежное. Моряки здесь не так называемые последние романтики, а суровые дядьки, для которых море является способом заработка. И запахи их сопровождают сплошь неромантичные — разлука, мазут и рыба.
И вот на судно к таким бывалым морским волкам попадают два юных птенца из мореходки — Никита и Макс. Воспринимая этот опыт как приключение, подростки не думали, что им придётся тяжело трудиться, закалять характер, взрослеть и проверять свою дружбу на прочность. Рассекая волны и обдуваемые холодными ветрами, они будут учиться находить общий язык с недружелюбными на первый взгляд моряками…
«Снегирь» это не только кино о трудном диалоге представителей разных поколений и об ответственности, это ещё драма о людях, помещённых в определённые обстоятельства, их решениях и выборе. Никиту и Макса буквально забрасывает в житейское море, в котором спасение утопающих дело рук самих утопающих, а они не умеют плавать без спасательного круга. Своеобразным способом держаться на плаву является их дружба. Но и она при первых же ударах судьбы начинает расшатываться как молочный зуб.
А моряки, якобы умудрённые опытом, сами иногда ведут себя как дети, которые не хотят к тому же тащить на себе груз в виде двух пацанов. У них есть свой обособленный мирок, со своими шутками, байками и распорядком, в который не так легко проникнуть. Именно поэтому Никита считает большим успехом, что его втихушку угостили коньяком и поговорили с ним по душам, попытались выведать, что на уме у молодых людей.
Но когда выясняется, что цели у Никиты как таковой и нет, то это становится плевком (да, даже не камнем) в огород молодёжи. Правда, это лишь предположение насчёт праздно шатающихся. С другой стороны это должно выглядеть страшно, ведь жизнь без цели страшна. И, видимо, не всегда стоит приручать, а приручаемым иногда нужно быть самим по себе.
«Снегирь» не изобилует экшеном, но приятно удивляет своим немного неожиданным присутствием. Кульминационные сцены сняты с размахом и так натурально, что чувство тревоги не проходит даже после просмотра. А как иначе передать бунт проснувшейся совести и жажду подвига?
Самое приятное, что Хлебников в процессе создания масштабной работы не растерял своего меланхолического лоска, который характерен для его относительно камерных фильмов. И вновь рассказал о чём-то насущном так, как только он умеет.