Наверное ни для кого не открою секрета, если расскажу о том, что многие мои коллеги, узнав, что спектакль «Старомодная комедия» идет на сцене под крышей дружно заявили: конечно, иди смотреть. Там в театре имени Моссовета всегда хорошие постановки. И я пошла.
Я помню только одну постановку этой пьесы Алексея Арбузова с участием Лидии Сухаревской и Бориса Тенина. Красивая, лирическая история о том, как пожилые люди нашли друг друга после всех своих потерь. Немного грустная история. Многие в связи с этой премьерой вспомнили фильм с Алисой Фрейдлих и Игорем Владимировым. А вот я не вспомнила.
Театр Моссовета продемонстрировал удивительно бережное отношение к тексту Арбузова во всех смыслах. Вот, например, Вильям Шекспир этого не удостоился в театре. Сюжет не перенесли в сегодняшний день. Действие по пьесе происходит в 1968 году. 23 года как закончилась Великая Отечественная война. А герои пьесы тоскуют по своим родным, погибшим в те далекие годы. И может быть именно потому на данный момент они очень одиноки. Но все же, как утверждает информация на страничке спектакля: «спектакль Театра имени Моссовета предлагает зрителю переосмысление классической советской пьесы о встрече двух немолодых одиноких людей, замкнувшихся в своих личных проблемах, но сумевших найти путь к сердцам друг друга».
В чем же состоит это переосмысление я расскажу ниже, а пока о главном.
Да, перед нами все та же пожилая пара, хотя и помолодевшая. Очаровательная Ирина Климова в образе бывшей актрисы и бывшей циркачки блещет яркими поступками и не менее экстравагантными нарядами. Завершает образ ярко рыжая копна волос и чрезмерная манерность поведения и речи героини. Однако все это не портит впечатления. И она совсем не кажется пожилой. Для меня ее образ напомнил исполнение Лидии Сухаревской. Я даже пересмотрела телевизионную версию уже после просмотра спектакля. Красивая и грустная история несмотря на кажущийся оптимистический финал. Сегодняшний финал в театре им. Моссовета смотрится не так грустно. Дуэт заслуженных артистов России Ирины Климовой и Владимира Майзингера (приглашен из театра им. А.С. Пушкина) безусловно увлекателен и несмотря на сложность, которая возникает в процессе становления их отношений, внушает оптимизм.
Так в чем же переосмысление? Ну во-первых, театр решил, что два актера на сцене маловато будет. Надо в спектакль запустить больше жизни. Так в спектакле появилась молодая пара, которая вначале вообще в упор не видит наших главных героев и никак на них не реагирует, они загорают, общаются между собой, бегают, прыгают в воду за сценой. В общем существуют в параллельном мире, из которого наших героев им не видно, а наши герои пытаются как-то установить с ними контакты. Только во втором акте контакт этих двух миров состоялся. Мне лично это мешало восприятию главной линии, кому-то возможно показалось веянием жизни. Ну действительно странно, что в санатории главный врач и одна из отдыхающих все время вдвоем.
Но это лишь половина переосмысления. О, да. Этот момент совсем не из реальной жизни. Это мистика. В определенные моменты по сцене проходит мистический образ в красной рясе средневекового монаха. Он появляется в конкретные моменты. Вот герои не находят общего языка и появляется он, как напоминание о быстротечности бытия: сколько вам осталось жить, а вы все ломаетесь. Вот Родиону Николаевичу становится плохо. Он может умереть и тут за ним приходит этот образ смерти, ну и так далее. Но участие Лидии Васильевны сохраняет ему жизнь и мифический образ уходит. Видимо, режиссеру показалось, что данная пьеса в исполнении дуэта Ирины Климовой и Владимира Майзингера слишком оптимистична.
Сценография и костюмы спектакля решены в модной в последний год московской театральной стилистике: 50 оттенков серого с алыми пятнами в одежде и аксессуарах. Хотя и декорации вполне оптимальны, а костюмы Лидии Васильевны могут привлечь внимание модниц несмотря на ограниченную цветовую гамму.
Актеры создали на сцене положительные образы советских людей. В целом спектакль смотрится интересно и ярко.
Людмила Шерова, фото автора