«Спитак»: артхаус-катастрофа

"Спитак": артхаус-катастрофа Рецензии на фильмы

Российско-армянский фильм «Спитак» рассказывает о сильнейшем землетрясении в Армении. 7 декабря 1988 года мощные подземные толчки разрушили почти всю северную часть республики. В эпицентре землетрясения — городе Спитаке — интенсивность толчков достигала 9-10 баллов. Погибли 25 тысяч человек, 19 тысяч остались инвалидами, больше полумиллиона лишились жилья.

Главный герой, Гор, оставивший жену с детьми ради молодой любовницы, живёт в Москве и узнает, что его родной город разрушен, а родители, когда-то любимая женщина и дети в опасности. Безуспешно пытается до них дозвониться, но телефонистка с грустью констатирует: «Со Спитаком связи нет». И Гор первым же самолётом вылетает в Ереван.

Честно говоря, прочитав аннотацию, я ждала некоего подобия фильма-катастрофы, смешанного с мелодрамой. Казалось бы, в таком фильме все должно падать, рушиться и грохотать. Но настроение «Спитака» ближе к атмосфере артхауса — после катастрофы люди пребывают в оцепенении, это состояние передается и зрителю. Спасатели и добровольцы не спеша и методично разбирают завалы, передавая друг другу обломки зданий. Полусумасшедшая бабушка сидит в куче строительного мусора, который когда-то был ее домом, и читает книгу. Мужчина радуется, что наконец-то нашел тело своей жены: «Ну, хоть похороню по-человечески», а его друг завистливо вздыхает: «Повезло тебе». Другой мужчина заворачивает тело дочери в свой пуховик и прикрывает ей лицо — на эти кадры шокируют именно своим спокойствием.

"Спитак": артхаус-катастрофа
«Спитак»: артхаус-катастрофа

Армянский актер Лерник Арутюнян сыграл главного героя прекрасно. Этот человек идёт через горы пешком, несколько суток в отчаянии разбирает огромные булыжники, надеясь спасти родных, уходит молиться в горы. Все это выглядит настолько натурально и пронзительно, что зрители не могут сдержать слез. Мы видим живого человека, который ошибается, боится, сомневается.
А вот его возлюбленная почти весь фильм лежит под завалами и пытается заставить шестилетнюю дочку кричать и искать выход — впрочем, не очень настойчиво. Девочка эту задачу решает своеобразно — то переодевается в костюм Мальвины, то находит шапку с заячьими ушами — дело происходит в ателье.
Возможно, эти сцены должны вызывать у зрителя умиление, но вызывают лишь раздражение. Отдельная тема — актерская игра детей, с которой, похоже, проблемы не только у российского, но и у армянского кинематографа.
Второстепенные персонажи — французский спасатель и его дочь-журналистка — тоже выглядят картонными, ненатуральными. Но здесь уже, очевидно, вина сценаристов, а не актеров. Сцена, в которой спасатель просит дочь ехать домой, а она кричит про свое первое журналистское задание, отдает плохим Голливудом.

На мой взгляд, фильму не хватает объема — зрителям, возможно, хотелось бы увидеть масштаб разрушений — например, съёмку Спитака, пусть и нарисованного, с воздуха. Здесь же зритель вязнет среди обломков зданий, но возможно, на это режиссер и рассчитывал.

Как бы там ни было, этот фильм был необходим. Землетрясение затронуло практически каждую семью в Армении. После премьеры две зрительницы делились впечатлениями:

— У меня мама была мной беременна. Говорит, думала только о том, чтобы со мной ничего не случилось. И ещё была мысль — где папа.

— У меня мама в школе урок вела, и за ней стена начала трескаться.

"Спитак": артхаус-катастрофа
«Спитак»: артхаус-катастрофа

В общем, «Спитак» стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать об этой трагедии и получить удовольствие от актерской игры Арутюняна. Но чего-то сверхъестественного, на мой взгляд, ожидать от картины не стоит. 6 из 10.

https://youtu.be/X0tpjykIFDA

[su_spoiler title=»ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ«]

страна Россия, Армения, 2018
слоган «Катастрофа, ударившая по каждому»
режиссер Александр Котт
актеры Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Александра Политик, Олег Васильков, Александр Кузнецов, Мартун Гевондян, Оливье Пажес, Жозефин Жапи, Константин Пояркин, Дмитрий Муляр
сценарий Марина Сочинская
продюсер Елена Гликман, Тереза Варжапетян
оператор Петр Духовской
композитор Серж Танкян
художник Олег Ухов, Елена Ушакова
монтаж Ольга Гриншпун, Николай Ряховский
жанр драма
премьера (мир) 8 ноября 2018
премьера (РФ) 29 ноября 2018, «Russian World Vision»
возраст 16+
время 98 мин. / 01:38

[/su_spoiler]

6 баллов из 10

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.