Российско-армянский фильм «Спитак» рассказывает о сильнейшем землетрясении в Армении. 7 декабря 1988 года мощные подземные толчки разрушили почти всю северную часть республики. В эпицентре землетрясения — городе Спитаке — интенсивность толчков достигала 9-10 баллов. Погибли 25 тысяч человек, 19 тысяч остались инвалидами, больше полумиллиона лишились жилья.
Главный герой, Гор, оставивший жену с детьми ради молодой любовницы, живёт в Москве и узнает, что его родной город разрушен, а родители, когда-то любимая женщина и дети в опасности. Безуспешно пытается до них дозвониться, но телефонистка с грустью констатирует: «Со Спитаком связи нет». И Гор первым же самолётом вылетает в Ереван.
Честно говоря, прочитав аннотацию, я ждала некоего подобия фильма-катастрофы, смешанного с мелодрамой. Казалось бы, в таком фильме все должно падать, рушиться и грохотать. Но настроение «Спитака» ближе к атмосфере артхауса — после катастрофы люди пребывают в оцепенении, это состояние передается и зрителю. Спасатели и добровольцы не спеша и методично разбирают завалы, передавая друг другу обломки зданий. Полусумасшедшая бабушка сидит в куче строительного мусора, который когда-то был ее домом, и читает книгу. Мужчина радуется, что наконец-то нашел тело своей жены: «Ну, хоть похороню по-человечески», а его друг завистливо вздыхает: «Повезло тебе». Другой мужчина заворачивает тело дочери в свой пуховик и прикрывает ей лицо — на эти кадры шокируют именно своим спокойствием.
Армянский актер Лерник Арутюнян сыграл главного героя прекрасно. Этот человек идёт через горы пешком, несколько суток в отчаянии разбирает огромные булыжники, надеясь спасти родных, уходит молиться в горы. Все это выглядит настолько натурально и пронзительно, что зрители не могут сдержать слез. Мы видим живого человека, который ошибается, боится, сомневается.
А вот его возлюбленная почти весь фильм лежит под завалами и пытается заставить шестилетнюю дочку кричать и искать выход — впрочем, не очень настойчиво. Девочка эту задачу решает своеобразно — то переодевается в костюм Мальвины, то находит шапку с заячьими ушами — дело происходит в ателье.
Возможно, эти сцены должны вызывать у зрителя умиление, но вызывают лишь раздражение. Отдельная тема — актерская игра детей, с которой, похоже, проблемы не только у российского, но и у армянского кинематографа.
Второстепенные персонажи — французский спасатель и его дочь-журналистка — тоже выглядят картонными, ненатуральными. Но здесь уже, очевидно, вина сценаристов, а не актеров. Сцена, в которой спасатель просит дочь ехать домой, а она кричит про свое первое журналистское задание, отдает плохим Голливудом.
На мой взгляд, фильму не хватает объема — зрителям, возможно, хотелось бы увидеть масштаб разрушений — например, съёмку Спитака, пусть и нарисованного, с воздуха. Здесь же зритель вязнет среди обломков зданий, но возможно, на это режиссер и рассчитывал.
Как бы там ни было, этот фильм был необходим. Землетрясение затронуло практически каждую семью в Армении. После премьеры две зрительницы делились впечатлениями:
— У меня мама была мной беременна. Говорит, думала только о том, чтобы со мной ничего не случилось. И ещё была мысль — где папа.
— У меня мама в школе урок вела, и за ней стена начала трескаться.
В общем, «Спитак» стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать об этой трагедии и получить удовольствие от актерской игры Арутюняна. Но чего-то сверхъестественного, на мой взгляд, ожидать от картины не стоит. 6 из 10.
https://youtu.be/X0tpjykIFDA
[su_spoiler title=»ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ«]
страна | Россия, Армения, 2018 |
слоган | «Катастрофа, ударившая по каждому» |
режиссер | Александр Котт |
актеры | Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Александра Политик, Олег Васильков, Александр Кузнецов, Мартун Гевондян, Оливье Пажес, Жозефин Жапи, Константин Пояркин, Дмитрий Муляр |
сценарий | Марина Сочинская |
продюсер | Елена Гликман, Тереза Варжапетян |
оператор | Петр Духовской |
композитор | Серж Танкян |
художник | Олег Ухов, Елена Ушакова |
монтаж | Ольга Гриншпун, Николай Ряховский |
жанр | драма |
премьера (мир) | 8 ноября 2018 |
премьера (РФ) | 29 ноября 2018, «Russian World Vision» |
возраст | 16+ |
время | 98 мин. / 01:38 |
[/su_spoiler]