Одесса – это очень живой, колоритный и эмоциональный фильм. Он зачаровывает своей простотой и незатейливостью, и в то же время обескураживает сложностью быта, внутренней борьбой персонажей с самими собой и с кровными родственниками.
Одни из самых важных и достаточно серьезных ролей в картине достались Леониду Ярмольнику и Ирине Розановой, сыгравших пожилых родителей трех дочерей, делящих имущество, свое и родителей, уже при их жизни.
Обещанная «коврижка» в описании к фильму, в виде переосмысления жизни главным героем Борисом, к окончанию фильма так и не была подана. Возможно, переосмысление и присутствовало в голове Бориса, но его никак не показали.
Говоря «главный герой», я так же отмечу, что не считаю Бориса таким уж главным героем, скорее тут нет главных и второстепенных вовсе. Каждый член большой семьи – это отдельный персонаж с богатым внутренним миром и собственным видением их советского быта, собственным миропониманием и мироощущением.
Все же, таки скажем прямо, игра актеров (особенно это заметно в персонажах-детях), несколько наигранна и наивна, есть моменты в фильме, где первый план на пару секунд переходил к Валерику, сыну Бориса, и тогда-то эти недоработки проступали явно, жирным масляным пятном на белом и гладком холсте повествования кинокартины.
Нельзя не отметить и великолепную работу режиссера Валерия Тодоровского, умеющего показать особенности быта, раскрывая мелкие детали. Вообще – фильм «Одесса» изобилует качественно проработанными деталями и мелочами. Не редко теперь можно встретить в комментариях к кинообзорам фразу, гласящую якобы тот или иной режиссер: «У Тодоровского спер эту фишку», когда пытался вовлечь внимание зрителей, обратив их внимание на какие-либо мелкие детали. Так, что – уже ради хорошей картинки – стоит сходить на этот фильм в кинотеатр, ну а сюжет, забавный, ироничный, трогательный и драматичный – будет держать вас до самых титров, все 2 часа фильма.
От себя хочу сказать, что назвал бы этот фильм – «иронизированной драмой», не только семьи показанной в фильме, а всего советского общества, страны в целом. Так же немного расстроило, что не показали супругу Бориса, Аллу, о которой много говорится в ходе киноповествования и в отдельные моменты мы слышим ее голос в трубке телефона. С другой стороны – это скорее не недоработка а намеренный ход создателей картины, ведь как известно, если о человеке говорят много и в хороших эпитетах, это подогревает интерес и вселяет надежду однажды увидеть его, не так ли?
Причина завязки сюжета, эпидемия холеры, на самом деле, не слишком правдоподобна, она не цепляет и ей в фильме отведен чуть ли не третий-четвертый план. Тем не менее, в нескольких эпизодах именно опасность заражения помогает раскрываться персонажам с их лучших, и худших сторон, и дает повод для прочих манипуляций с персонажами в угоду сюжетной линии.
Итак, фильм «Одесса» — хорош по нескольким показателям и я считаю его достойным кандидатом на просмотр с большого экрана. Рекомендую однозначно. Ставлю 8 из 10 баллов.
Фаргат Закиров