Но при этом фильм вообще никак нельзя назвать универсальным. В эту минуту я с трудом назову знакомого, которому бы стал его рекомендовать. Дело в том, что если бы мы судили только по первой половине, то я бы смело рекомендовал фильм поклонникам дилогии Балабанова «Брат» и «Брат-2», а эта фанбаза огромна. Но далее сюжет отправляется в глубокое галлюциногенное плавание, в случае с которым логическое мышление теряет всякий смысл. Имел возможность лично посмотреть на создателей картины, которые присутствовали на показе – ну, ребята молодцы, остались верны себе, потому что дух фильма прямо соответствует их собственному.
О чем вообще это кино? Трое «братьев» по зову «бати» слетаются на сходку, где им сообщают, что Миша Муля, некогда такой же «брат», предавший доверие «семьи» и укравший воровской общак, оказывается воскрес, хотя все считали его покойным. Троих братьев отправляют в Новосиб, Ростов и Питер, где Муля засветился, чтобы взять его и привезти к «бате» на серьезный разговор. Казалось бы, звучит все просто? Но если начинается это как классический детектив об исчезновении и пропаже человека с этими классическими бандитскими повадками, то далее мы получаем экзистенциальную драму о самом понятии русской души.
Это очень смелое кино, блестяще сыгранное, написанное и поставленное, оно легко берет на себя риски, легко с ними справляется, позволяет себе с одной стороны оставаться таким по-человечески приземленным, а с другой – легко улетает на почве богатого воображения. Да, кому-то покажется, что это наркоманский бред, но найдется много тех, кто обнаружит в этом интригующее авторское откровение, которое говорит с тобой даже тогда, когда внешне язык кажется незнакомым.
Одна только проблема – это фильм-минималист, что, очевидно, стало следствием ограниченных ресурсов. Нельзя сказать, что сэкономили на действии – действий много, фильм прекрасно балансирует состояние покоя и высокой динамичности. Жертвой скорее стал хронометраж – эта история длится всего 78 минут. Будь она больше – она могла бы еще больше рассказать, своим внушительным весом подвинуть тех, кто в тяжеловесы уже давно записан. Но не может.
С одной стороны возникает навязчивая идея, что сейчас этих режиссеров разберут, завалят предложениями. Но скорее нет. Видно, что они слишком несистемные. Могут существовать только в собственных, очень редких и сложносочиненных рамках. К счастью, как минимум один раз им в этих рамках позволили остаться и снять фильм – так получилась «Сказка для старых», которая целиком и полностью соответствует своему названию. Олды тут? Идеальный фильм для вас подвезли. Даже если местами его сложно понять, то от него все равно невозможно отвести глаза. А чем именно он является по своему содержанию – я думаю рассудит только время. То, что фильм состоялся – ты чувствуешь это, потому что он напоминает тебе о тех самых местах, в которых ты бывал неоднократно, каждый раз, когда пытался понять, как у нас тут все устроено.
P.S. Лучший трейлер к российскому фильму в 2022 году, один из лучших саундтреков к российскому фильму за последние несколько лет. Об этих фактах тоже нужно говорить. От их признания зависит качество будущих работ.
Написано так, что сразу захотелось посмотреть фильм