Севильский цирюльник или тщетная предосторожность

Рецензии на спектакли
Премьера в театре им. Евгения Вахтангова

«Севильский цирюльник или тщетная предосторожность» — это первая пьеса из трилогии Пьера Бомарше. В нее также входят «Женитьба Фигаро» и «Виновная мать». Но утверждать, что Бомарше изобрел своего рода сериал было бы не совсем верно, так как почти за два столетия до него это сделал Вильям Шекспир. Например, в пьесах «Генрих IV» часть 1 и 2, а потом «Виндзорские насмешницы» и «Генрих V».

Но впрочем тут речь пойдет не об этом. Сегодня бы мы назвали пьесу «Севильский цирюльник» комедией положений — классический вид комедии, основанный на том, что герои попадают в курьёзные ситуации. В основе сюжета лежит традиционная структура комедии дель арте. В комедии кроме курьезных ситуаций много шуток и даже пантомим. Персонажи комедии обычно представляют собой определенные типажи: глупые старики, хитрые слуги, военные, полные фальшивой бравады. Не обошлось без таких образов и в данной комедии.

В пьесе испанский Граф Альмавива влюбленный в девушку по имени Розина, прежде чем жениться на ней хочет убедиться, что она любит его, а не его положение и деньги. Для этого он переодевается бедным студентом по имени Линдор и пытается ухаживать за ней. Странно, но опекун Розины доктор Бартоло точно знает, что именно граф добивается девушки, хотя не знает его в лицо. Опекун держит девушку взаперти в своем доме и намеревается сам жениться на ней скорее ради ее приданного, которым он управляет. Планам графа помогает бывший слуга, Фигаро, который в этот момент является парикмахером. А дело все происходит в Севилье.

Граф по наущению Фигаро переодевается в разных героев и в этом виде пытается в дом возлюбленной, чтобы передать ей письмо и поговорить с ней. И тут-то и возникает немало курьезных ситуаций. История, как и положено в комедии заканчивается свадьбой Графа и Розины.

Постановщики пьесы Пьера Бомарше бережно сохранили текст пьесы. Смотришь спектакль и понимаешь почему Григорий Антипенко выступил инициатором этой постановки. Его граф в данной пьесе стал самым ярким комедийным образом. Он переодевается то в бедного студента, то в бравого и подвыпившего офицера, то в ученика учителя музыки Базиля, Актер меняет костюмы и парики, а также поведение своего героя. Но из под этих масок периодически высовывается личность влюбленного графа. Все это усиливает комичность ситуации. Антипенко меня порадовал своим комедийным амплуа.

Розина (Полина Чернышова) ювелирно выписана актрисой. Она и нежна и удивительно своевольна. Она, даже поддаваясь давлению своего опекуна, и соглашаясь выйти за него замуж, делает это с таким смиренным видом, что кажется, что ее мужу несдобровать с этой смиренницей.

Дон Базиль (Владислав Демченко) создан одной краской, но чрезвычайно ярко. Доктор Бартоло (Михаил Васьков) кажется слишком старым для брака на юной воспитаннице. Несмотря на его ум и внимательность, его все же водят за нос и успешно. Но в финале, несмотря на торжество чистой и искренней любви, становится немного грустно, когда смотришь на Бартоло, который открывает коробку со свадебными туфельками для Розины.

Фигаро (Алексей Петров) крутится, появляется то там, то здесь. Подталкивает Графа к тем или иным действиям, морочит голову Бартоло, Базилю, удаляет слуг, но остается своего рода немного посторонним по отношению ко всему происходящему, как режиссер спектакля, который все закручивает, но на сцену выходит только во время поклонов.

Декорации сделаны в форме женской туфельки, которая раздвигается, а в ней открываются и закрываются жалюзи, герои по ступенькам поднимаются вверх или карабкаются по стенам и так далее. Декорации и костюмы, сделанные в стиле комедии дель арте и эпохи, когда происходит действие пьесы. Только вот всё: и костюмы и декорации расписано растительным узором в черно-белом монохроме. Актер, прижавшийся к стене, может быть принят за деталь интерьера.

Но в целом спектакль получился хорошим. Порадовало обращение к классике и бережное к ней отношение. При всем удовольствии все же чего-то не хватало. Чего-то такого, что трудно выразить определенно. Может быть яркости красок. Может быть размаха декораций, потому что казалось, что все действие происходит на небольшом отрезке сцены как в кукольном театре и кто-то водит актерами за веревочки.

Людмила Шерова

Севильский цирюльник», премьера!
Фоторепортаж Яны Овчинниковой.  Со страницы театра в Вконтакте.

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.