В каждом доме, в каждой семье есть свой шкаф. И в него мы заглядываем регулярно. Чтобы сменить одежду. Но иногда хочется к какому-то событию достать что-то особенное и тут порой обнаруживается, что наш такой привычный и повседневный шкаф еще и является хранителем давно забытого или чего-то неведомого. Обнаруживаются настоящие сокровища или тайны…Не зря же говорят, что у каждого свои скелеты в шкафу. Вот этим скелетам и посвящена пьеса «Выживание» Орена Сафди (канадско-израильского драматурга), по которой поставлен спектакль. О да, это, безусловно, комедия, но комедия с глубоким смыслом. А может быть, такое ее восприятие — это заслуга актеров и постановщиков. Всего четыре исполнителя на сцене, но это прекрасный ансамбль талантливых актеров. На сцене заслуженную артистку РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола Елену Проклову я видела впервые. Она оказалась на высоте.
Такая знакомая история — великовозрастный 40-летний сынок Сэмюэль (Александр Овчинников) намерен привести в дом для знакомства с родителями очередную свою девушку. От всех предыдущих маме удалось избавиться. Мама Ширли (Елена Проклова) хочет быть единственной женщиной в жизни своего сына. Такое часто бывает в неполных семьях, т.е. без мужа и отца. Но тут есть муж Джон (Владимир Шульга) и весьма понимающий и любящий. У каждой такой эгоистичной мамы-наседки есть своя объективная причина: у одной страх — одиночества, у данной героини — гибель первого ребенка в младенчестве.
На наших глазах героиня разыгрывает почти безысходную трагедию, но лично я-то помню, что эта трагедия была более 40 лет тому назад. Время и притупляет боль потерь и лечит. Но тут все гипертрофировано и смешно, и странно одновременно.
Родители уверены, что их сын приведет какую-нибудь захудалую девицу, ведь мать все сделала, чтобы его воспитать не привлекательным мужчиной, маменькиным сынком. И костюмеры постарались превратить героя в клоуна в коротких штанишках и круглых очках. Зрители вместе с родителями тоже ждут, не подозревая до конца образ невесты.
О да, это было шоком для родителей. Появилась красотка. Как в фильме «Кавказская племянница» «красавица, умница, комсомолка, отличница» — Мэлори (Екатерина Олькина). И тут пошла яркая и интересная игра двух очаровательных актрис в «пинг-понг». И скелеты посыпались не только из семейного шкафа. Все это вроде бы ты ждешь и в то же время кажется неожиданным. Ждешь, потому что понятно, что влюбиться в такого, так и не ставшим взрослым сорокалетнего мужчину, может только женщина со своими скелетами, которые отнюдь не меньше семейных. Вообще, это скорее женский спектакль, потому что именно женские образы тут ведут весь сюжет. Очаровательные героини то предстают перед нами в ангельском обличии, то превращаются одна в ворчливую мегеру, другая в обольстительную чертовку и захмелевшую женщину, видавшую виды. Они то нежные, слабые и беззащитные, то сильные и отчаянные. Мужчины оттеняют и дополняют их и делают это легко и гармонично.
Ширли (Елена Проклова) пытается сделать все, чтобы Мэлори развернулась и ушла или чтобы Сэмюэль от нее отказался, и она почти достигает успеха. Но почти, как говорится, не считается. Второе место — не победа. И мешает достижению этой цели не только сама Мэлори, которая, кажется, искренне привязана к странному переростку, но и муж Ширли — Джон. В исполнении Владимира Шульги он не только любящий муж, но и мудрый, и терпеливый.
Смотрится все действие увлекательно. Это тот редкий случай, когда получаешь удовольствие от яркого зрелища. Этому служит все: и сцена зала «Эрмитаж» и декорации, великолепно вписанные в не менее великолепный интерьер, и костюмы героев. Особенно героинь. Я, как женщина, не могла остаться равнодушной.
Сюжет пересказывать не буду. Спасибо театру за мудрость и веселье, за легкий разговор о серьезном. Мудрость и любовь побеждают все, но только если у вас в запасе есть нужный скелет в шкафу.
Людмила Шерова
Фото автора