Многие семьи каждый год перед новогодними праздниками стремятся сводить своих маленьких детей и внуков на балет «Щелкунчик». Данная сказка давно стала олицетворением ожидания новогоднего чуда. Не всем удается попасть на балет в Москве. Желающих больше, чем предложений.
И вот 28 сентября в Театре на Таганке прошел пресс-показ спектакля «Щелкунчик» , премьера состоялась уже на следующий день. Режиссер-постановщик — Георгий Смирнов. По заявлению театра: «Это первая постановка для всей семьи, в которой заняты артисты объединенной «Таганки». Специально для театра новую пьесу по мотивам всем известной сказки написала Рината Ташимова. Это драматическое произведение, а не балет. Элементы балета присутствуют только у одной героини — статуэтки балерины Матильды. Ну, кроме статуэтки, ее играет Юлия Стожарова. Актриса занималась в студии бального танца «Аэлита» (бальный танец, классический танец, джаз-модерн, контемпорари, аргентинское танго). И на сцене очень лихо встает на пуанты.
В отличии от классического сюжета, Мари (Александра Хованская) и Щелкунчик (Алексей Финаев-Николотов) еще дети, и об их отношениях можно говорить с учетом возраста. Это детская дружба. И Щелкунчик, став снова человеком, не женится на Мари, а уезжает со своим дядей Дроссельмейером (Олег Соколов) к маме, которую давно не видел. Образ Дроссельмейера списан с образа Вилли Вонки из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), но при этом смотрится весьма гармонично и сказочно.
Версия Таганки отличается от сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана не только этим. Театр решил добавить социальный аспект в пьесу. У родителей Мари проблемы: в ожидании хорошей зарплаты они сняли и переехали в этот дом, который им будет не по карману, если на работу отца Александра (Роман Серков) не возьмут. А мама Ольга ждет уже третьего ребенка. Ну, не знаю, кто сначала снимает дом под обещания работы, а потом надеется ее все же получить… И кстати, на колбасную фабрику его так и не берут на работу, и все могло бы кончиться очень плохо, если бы не «рождественское чудо». Сказочная история стала приземленной, хотя найти хорошую и высокооплачиваемую работу для отца Мари и Франца стало настоящим чудом.
Брат Мари, Франц (Андрей Попов), принимает активное участие в схватке с мышиным войском, что не припомню в классическом сюжете. Но и это не самое главное. Театр решил воспитывать добро в душе юных зрителей. Щелкунчик, который, конечно же, зол на Мышиную королеву (Татьяна Сидоренко), должен не убить ее, а простить. Добро должно победить в душе безобразной игрушки.
Ну а в остальном как в сказке. Куклы оживают по ночам и ведут свою никому неизвестную жизнь, а мыши хотят вести свою. Игрушки им мешают. Сцены драки и поединков, как и положено в детском спектакле, игрушечные. Но и это маленьким зрителям показалось страшным. Я беседовала с несколькими зрителями дошкольного возраста.
В последней сцене бывший преуспевающий Магнат — хозяин колбасной фабрики (Михаил Басов), разорившись из-за того, что мыши перебрались к нему на фабрику и все съели, даже оборудование, превращается из яркого образа толстяка из фильма «Три толстяка» в дворника и метет улицу. Не знаю, как дети, а лично я против того, чтобы мыши съедали колбасную фабрику и колбасу. И не важно, что ее владелец наглый и напыщенный болван.
Ощущение, что спектакль несколько затянут. Но новогодняя сказка должна быть с буфетом в антракте с пирожным и шипучим лимонадом. И это правильно. Музыкальное сопровождение довольно невнятное. Когда идешь на «Щелкунчика» хочется услышать неповторимую, сказочную музыку Петра Чайковского.
Но в целом детям спектакль понравился, да и взрослым тоже.
Людмила Шерова