«Рыцарь земляничной поляны» — рецензия на фильм «Бергман»

"Рыцарь земляничной поляны" - рецензия на фильм "Бергман" Рецензии на фильмы

Автор: Турар Тулегенов

год 2018
страна Швеция, Норвегия
слоган
режиссер Яне Магнуссон
сценарий
продюсер Фредерик Хейниг, Cecilia Nessen, Маттиас Норборг
оператор Emil Klang
композитор Йонас Бекман, Ларс Камлин
монтаж Урвар Анклев, Ханна Лейонквист, Калле Линдберг
жанр документальный
премьера (мир) 12 мая 2018
премьера (РФ) 9 августа 2018, «Русский Репортаж»
возраст 12+
время 117 мин. / 01:57

В московском кинотеатре «Формула Кино Горизонт» состоялся специальный показ картины «Бергман» посвященной 100-летию одному из величайших режиссеров своей эпохи. Ведущим показа выступил известный кинокритик Антон Долин, который, по его словам, хоть и не претендует на звание «главного бергманолога», но очень хорошо знаком с творчеством режиссера.

— Бергман, это великий мастодонт авторского кинематографа, человек, который, по сути дела, его и изобрел. Ну а картина «Бергман» — это единственный фильм, сделанный в Швеции к 100-летию режиссера именно для большого кино. Мировая премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, ну а теперь возможность ее увидеть есть и у мирового зрителя, — начал показ Долин.

Про рядового зрителя, сказано не случайно. Во время просмотра картины убеждаешься, что Магнуссон постарался сделать ее апогеем всеобщего культа Бергману. Причем сделать это доступно, местами с юмором, и непременно с разных точек зрения и мнений. Хотя все мнения в итоге сливаются в единое восклицание: «Бергман — гений».

Фильмы Бергмана были 7 раз номинированы на «Оскар» и получили три почётные премии. Кроме того, шведский режиссер – обладатель трёх премий BAFTA, четырёх премий Bodil (главная кинопремия Дании), двух Золотых медведей Берлинского фестиваля и четырёх Золотых пальмовых ветвей Канн. Но это далеко не весь список наград режиссера, полученных им за годы творчества в мире кино.

Попытке авторов биопика сохранить память не только о Бергмане-режиссере, но и как о человеке, о сложной и порой невыносимой личности, можно поаплодировать. Тут звучат и откровения родного брата, и укоризна от матери (до сих пор в памяти ее меткая цитата: «не обязательно жениться на каждой девушке с которой спишь«) и рассказы театральных коллег о работе с Бергманом. Которые уже потом признавались, как тяжело было работать с режиссером в последние годы его жизни.  В те годы, когда даже критики боялись написать о его работах негативные отзывы. Настолько была велика любовь и уважение нации к этому человеку.

На маленьком шведском острове Форё, где классик прожил пол жизни и где он упокоился в 2007-м году, открыт Центр имени Бергмана, в котором проходят выставки, лекции и показы его фильмов. Здесь же он снял, помимо прочего, 4 полнометражных фильма и две документальные картины о жизни местных жителей. Память режиссера почтена на шведской национальной валюте, изображение Бергмана начали печатать на 200 кронах в 2015 году.

"Рыцарь земляничной поляны" - рецензия на фильм "Бергман"
«Рыцарь земляничной поляны» — рецензия на фильм «Бергман»

Про тяжелый характер в фильме будет упомянуто не раз, это и случай с опытным телеведущим, который терялся в присутствии Бергмана, это и про жуткую ревность режиссера, не только своих женщин, но и актеров и коллег к другим режиссерам. А вот еще про работу с актерами: один из современников Бергмана даже вспоминает, как тот подкупил врача, чтобы он рассказал совершенно здоровому артисту, про якобы, его страшную болезнь. И все потому, что Бергману не нравилось, как жизнерадостно актер играл свою роль.

К плюсам картины, можно отнести и честный взгляд на жизнь и судьбу режиссера. Много рассказывается о том, каким сумасшедшим трудолюбием обладал Бергман. К примеру, только в 1957-м году, который и вошел в основу сценария фильма, Бергман снял два полнометражных фильма (ставшими классикой мирового кино), поставил 4 спектакля в театре (также признанными мировым сообществом), работал на радио, писал сценарии и снимал для шведского ТВ. Потрясающий пример работоспособности и таланта!

Но также здесь рассказано о симпатии молодого Бергмана к режиму Гитлера, впоследствии правда одумавшегося и поклявшегося себе никогда больше не лезть в политику. О его противоречивости, которая проявлялась даже в его записях в дневнике. Современники вспоминают, что Бергман часто давал двусмысленные интервью, или рассказывал о том или ином событий из своей жизни, совершенно по разному.

Авторов фильма, в первую очередь, интересует личность Бергмана, и раскрывают они его образ, с помощью множества интервью, взятых не только у самого режиссера на разных жизненных этапах, но и у множества людей, которые знали его лично. Конечно, не все эти «говорящие головы» в кадре рассказывают одинаково значимые истории. Если, например, родной брат Ингмара Даг, проливает свет на множество интересных фактов, в том числе о том, с кого списывал своих персонажей Бергман и кем себя представлял в детстве. То, другие интервью коллег и друзей, чаще всего растягивают и без того большой хронометраж картины и не добавляют ничего нового, а порой и повторяются. Например, про болезни желудка Бергмана, рассказано больше десятка раз, а про то кого он считал своим учителем или вдохновлялся ли работами современников, и вообще в каких отношениях был с другими режиссерами очень мало.

Также к минусам фильма можно отнести непрерывную лиричную музыку на заднем фоне. Понятно, что для Магнуссона, в основном работающем на ТВ, это способ создания трогательной атмосферы вокруг уважаемого им мэтра шведской режиссуры, но для двухчасовой ленты это перебор.

В целом «Бергман» не претендует на звание лучшей биографической ленты о нем, но для тех, кто искренне интересуется творчеством режиссера, или только решил познакомиться, этот фильм будет любопытной находкой с множеством интересных открытий.  Все грани таланта и личности такого уровня, какой был Бергман, уместить в один фильм конечно же, невозможно. И этот факт, гарантирует нам в будущем появление еще множества документальных лент о нем. А вот затеряется ли среди них данная работа Магнуссона, или займет особое место, покажет время.

С 9 августа в кино.

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.