Автор: Турар Тулегенов
год | 2018 |
страна | Швеция, Норвегия |
слоган | — |
режиссер | Яне Магнуссон |
сценарий | — |
продюсер | Фредерик Хейниг, Cecilia Nessen, Маттиас Норборг |
оператор | Emil Klang |
композитор | Йонас Бекман, Ларс Камлин |
монтаж | Урвар Анклев, Ханна Лейонквист, Калле Линдберг |
жанр | документальный |
премьера (мир) | 12 мая 2018 |
премьера (РФ) | 9 августа 2018, «Русский Репортаж» |
возраст | 12+ |
время | 117 мин. / 01:57 |
В московском кинотеатре «Формула Кино Горизонт» состоялся специальный показ картины «Бергман» посвященной 100-летию одному из величайших режиссеров своей эпохи. Ведущим показа выступил известный кинокритик Антон Долин, который, по его словам, хоть и не претендует на звание «главного бергманолога», но очень хорошо знаком с творчеством режиссера.
— Бергман, это великий мастодонт авторского кинематографа, человек, который, по сути дела, его и изобрел. Ну а картина «Бергман» — это единственный фильм, сделанный в Швеции к 100-летию режиссера именно для большого кино. Мировая премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, ну а теперь возможность ее увидеть есть и у мирового зрителя, — начал показ Долин.
Про рядового зрителя, сказано не случайно. Во время просмотра картины убеждаешься, что Магнуссон постарался сделать ее апогеем всеобщего культа Бергману. Причем сделать это доступно, местами с юмором, и непременно с разных точек зрения и мнений. Хотя все мнения в итоге сливаются в единое восклицание: «Бергман — гений».
Фильмы Бергмана были 7 раз номинированы на «Оскар» и получили три почётные премии. Кроме того, шведский режиссер – обладатель трёх премий BAFTA, четырёх премий Bodil (главная кинопремия Дании), двух Золотых медведей Берлинского фестиваля и четырёх Золотых пальмовых ветвей Канн. Но это далеко не весь список наград режиссера, полученных им за годы творчества в мире кино.
Попытке авторов биопика сохранить память не только о Бергмане-режиссере, но и как о человеке, о сложной и порой невыносимой личности, можно поаплодировать. Тут звучат и откровения родного брата, и укоризна от матери (до сих пор в памяти ее меткая цитата: «не обязательно жениться на каждой девушке с которой спишь«) и рассказы театральных коллег о работе с Бергманом. Которые уже потом признавались, как тяжело было работать с режиссером в последние годы его жизни. В те годы, когда даже критики боялись написать о его работах негативные отзывы. Настолько была велика любовь и уважение нации к этому человеку.
На маленьком шведском острове Форё, где классик прожил пол жизни и где он упокоился в 2007-м году, открыт Центр имени Бергмана, в котором проходят выставки, лекции и показы его фильмов. Здесь же он снял, помимо прочего, 4 полнометражных фильма и две документальные картины о жизни местных жителей. Память режиссера почтена на шведской национальной валюте, изображение Бергмана начали печатать на 200 кронах в 2015 году.
Про тяжелый характер в фильме будет упомянуто не раз, это и случай с опытным телеведущим, который терялся в присутствии Бергмана, это и про жуткую ревность режиссера, не только своих женщин, но и актеров и коллег к другим режиссерам. А вот еще про работу с актерами: один из современников Бергмана даже вспоминает, как тот подкупил врача, чтобы он рассказал совершенно здоровому артисту, про якобы, его страшную болезнь. И все потому, что Бергману не нравилось, как жизнерадостно актер играл свою роль.
К плюсам картины, можно отнести и честный взгляд на жизнь и судьбу режиссера. Много рассказывается о том, каким сумасшедшим трудолюбием обладал Бергман. К примеру, только в 1957-м году, который и вошел в основу сценария фильма, Бергман снял два полнометражных фильма (ставшими классикой мирового кино), поставил 4 спектакля в театре (также признанными мировым сообществом), работал на радио, писал сценарии и снимал для шведского ТВ. Потрясающий пример работоспособности и таланта!
Но также здесь рассказано о симпатии молодого Бергмана к режиму Гитлера, впоследствии правда одумавшегося и поклявшегося себе никогда больше не лезть в политику. О его противоречивости, которая проявлялась даже в его записях в дневнике. Современники вспоминают, что Бергман часто давал двусмысленные интервью, или рассказывал о том или ином событий из своей жизни, совершенно по разному.
Авторов фильма, в первую очередь, интересует личность Бергмана, и раскрывают они его образ, с помощью множества интервью, взятых не только у самого режиссера на разных жизненных этапах, но и у множества людей, которые знали его лично. Конечно, не все эти «говорящие головы» в кадре рассказывают одинаково значимые истории. Если, например, родной брат Ингмара Даг, проливает свет на множество интересных фактов, в том числе о том, с кого списывал своих персонажей Бергман и кем себя представлял в детстве. То, другие интервью коллег и друзей, чаще всего растягивают и без того большой хронометраж картины и не добавляют ничего нового, а порой и повторяются. Например, про болезни желудка Бергмана, рассказано больше десятка раз, а про то кого он считал своим учителем или вдохновлялся ли работами современников, и вообще в каких отношениях был с другими режиссерами очень мало.
Также к минусам фильма можно отнести непрерывную лиричную музыку на заднем фоне. Понятно, что для Магнуссона, в основном работающем на ТВ, это способ создания трогательной атмосферы вокруг уважаемого им мэтра шведской режиссуры, но для двухчасовой ленты это перебор.
В целом «Бергман» не претендует на звание лучшей биографической ленты о нем, но для тех, кто искренне интересуется творчеством режиссера, или только решил познакомиться, этот фильм будет любопытной находкой с множеством интересных открытий. Все грани таланта и личности такого уровня, какой был Бергман, уместить в один фильм конечно же, невозможно. И этот факт, гарантирует нам в будущем появление еще множества документальных лент о нем. А вот затеряется ли среди них данная работа Магнуссона, или займет особое место, покажет время.
С 9 августа в кино.