От «Жанны Дюбарри» ожидал меньшего. В первые 20 минут прогноз подтверждался и я уже было настраивал себя на то, что на всем протяжении самая дорогая и амбициозная европейская мелодрама 2023 года продолжит оставаться такой красивой, но такой пресной, как бы вторя многочисленным отзывам с Каннского кинофестиваля. Ситуация поменялась и уже не возвращалась назад, как только взрослая Жанна оказалась в Версале. Но сразу важно подчеркнуть, что это обреченное кино. И я только ближе к концу смог раскусить его проблему. Фильм прекрасно и интересно смотрится, но он словно постоянно оказывается в одном шаге от чего-то большего, такой глубины, на которой он мог бы по-настоящему раскрыть себя. В этом смысле он допустил одну большую концептуальную ошибку.
Дело в том, что вся эта пышная роскошь лишь в меньшей степени обусловлена желанием выразить неотразимость конкретной исторической эпохи и в основном объясняется стремлением насытить кадр красотой настолько, чтобы фильм было легче продать аудитории. Но есть правило: чем сильнее декорации и костюмы, тем сильнее должны быть персоналии, чтобы сюжетный герой не терялся за обстановкой, а оказывался впереди нее. Именно здесь Майвенн совершила ошибку. В фильме есть роли, которым это удается, но в целом актерский состав становится жертвой обстановки и своими эмоциями с трудом через нее пробивается. Это происходит во многом из-за того, что для фильма с таким масштабом и возможностями он подобрал довольно слабый актерский состав даже по французским меркам (допустим, сравните его с бальзаковской экранизацией «Утраченных иллюзий», где можно насчитать до 15 поистине мощных ролей, притом, что это тоже французское производство). Есть проблемы и в сценарии, который словно не очень заинтересован в том, чтобы интересно прописать ряд персонажей, в основном концентрируясь на главной героине. Есть проблемы с монтажом, как ситуативные, так и общие, хотя во втором случае монтажера следует скорее оправдать, так как он явно пал жертвой запроса ограничить фильм двумя часами, что преступно мало для истории такого масштаба.
Несмотря на все это – фильм удачен. Он бросает в тебя такое количество работы, что ты так или иначе находишь эту историю крайне занимательной для себя. Да и вообще фильмы с таким количеством событий, деталей и масштабов принято считать блокбастерами. Время от времени он очень смешон, потому что прекрасно реализует элементы комедии положений и комедии нравов. Главную героиню он не боится рисовать в качестве противоречивого объекта, следуя лучшим из традиций европейского независимого кино. Во Франции, к счастью, пока сохраняют уважительное отношение к истории, поэтому в том, что касается иллюстрации ее конкретных эпизодов, фильм достаточно честен и точен. Протоколы дворцового этикета тоже получили огромное количество внимания к себе и выглядят очень любопытно. С нравственной точки зрения фильм предлагает большую почву для анализа, который невольно пробуждает сравнение с нашей собственной реальностью. Наконец, главное – это центральные роли. Я оцениваю фильмы по тому, что они делают, а не по той политике, которая может их окружать. В этом смысле к главным ролям в исполнении Джонни Деппа и Майвенн у меня нет никаких значимых претензий, хотя главной героине не мешало бы побольше говорить и поменьше эксплуатировать визуальный образ. Нонсенс, но даже к самой экранной паре короля и его возлюбленной я не могу придраться, потому что лично мне она показалась убедительной. Скажем так, основная формула успеха в данном случае заключается в том, что создатели картины подобрали для рассказа интересную историю саму по себе, а далее обеспечили ее внушительным бюджетом, чтобы та могла предстать перед зрителем в большом и полноценном виде. На практике это означает, что даже когда какие-то элементы не работают, то они сразу находят компенсацию в чем-то другом, так как общее количество деталей является внушительным (в такие моменты хорошо понимаешь российских продюсеров, которые отстаивают идею, что в стране нужно снимать меньше фильмов, но вкладывать больше средств в оставшиеся).
Жанна была куртизанкой и простолюдинкой, которая по своей или чужой воле шла вверх по уровням постели, пока в итоге не оказалась в ложе у Людовика XV. Перед началом премьерного показа одна милая и очевидно талантливая девушка в ходе своей презентации говорила о том, что этот фильм – а-ля «Красотка» с Гиром и Робертс, и что это история любви. Оба утверждения ошибочны. С «Красоткой» у «Жанны Дюбарри» общего не больше, чем с «Гарри Поттером». Да, Робертс играла проститутку из низов, и то же можно было бы примерно сказать про героиню Майвенн, Жанну, вот только фильм прямо рассказывает и показывает, что Жанна еще в детстве научилась многому в стенах французских элит, в которых ей повезло оказаться. Поэтому на момент встречи с королем она уже давно не являлась простушкой. Что касается проституции, то здесь также есть один важный нюанс: Жанна, во всяком случае та, которую нам предлагает фильм, оказывалась в постели с мужчинами не из-за денег, а потому что, как бы странно это ни звучало, осознавала свою востребованность в мужском обществе и считала своим долгом эти даром делиться (я не пытаюсь этими словами оправдывать ее образ жизни). Говоря о любви… Если бы это был фильм о любви, то название его звучало бы как «Жанна и Людовик», а соотношение экранного времени у актеров было 50%50 вместо 80%20 в пользу Майвенн. Любовь в фильме есть, но она не является его сюжетной основой и умозаключением, а лишь служит предлогом для того, чтобы поговорить о другом – культурном влиянии Жанны и цене его признания.
Многих сейчас шокирую, но «Жанна Дюбарри» – это история про Дональда Трампа. Потому что центральная идея, которую фильм поднимает, звучит так: может ли сегодня считаться честным и благородным человек, в прошлом которого так много тёмных пятен? И может ли этот человек претендовать на роль примера? Та задача, которую поставила перед собой Майвенн как режиссер, соавтор сценария и исполнительница главной роли – это убедить нас, зрителей, что самые светлые вещи порой рождаются из очень мрачных материй. Меня она в этом убедила. Многих героев фильма тоже. Как на это отреагирует массовый зритель – рассудит время. Но мне хочется верить, что столь амбициозная попытка и сама своевременность идеи многими будет отмечена по достоинству. Ведь мы сегодня оказались в мире, в котором 10 лет благих усилий индивидуума могут в одночасье оказаться перечеркнуты сообщением об одной его оплошности в далеком, полузабытом прошлом.