При той ситуации в кинопрокате, которая сложилась, изначально не видел смысла составлять топ лучших просмотренных фильмов 2022 года подобно тому, как делал это ранее. Однако, пусть субъективно, так как пропустил огромное количество работ, но все-таки хочется написать о лучшем из впечатлений прошедшего года. Нет, это не «Всё везде и сразу». Это «Варяг».
Тематически однообразная история о средневековой мести, которая находит мощнейшую компенсацию через детальное воссоздание эпохи и культуры викингов, включая ее внутреннее расширение через мифические образы. Эггерс снял бесстрашную, бескомпромиссную и поэтическую историю, которая идет на любые риски в целях создания ощущения аутентичности.
То, как фильм исследован на историческом уровне, как он сыгран, как он поставлен – ты на всем протяжении не прекращаешь изумляться. Да, из-за особой брутальности происходящих в картине событий это, к сожалению, не тот фильм, который ты станешь широко рекомендовать.
Тем не менее, в своей брутальности он честен, и его честность абсолютна. Это большое авторское кино, настоящее откровение в мире, который так остро в этом нуждается, буквально кричит об этом, но досадным образом этот же мир к такому откровению оказался не готов.
Критики фильм полюбили, киноманы – туда же, а вот многие простые зрители элементарно не выкупили. Для одних – жестко и страшно. Для других – эти люди привыкли к культуре викингов в том виде, в котором им ее навязала бездумная массовая культура, и как только стоило появиться правильному продукту, то он тут же оказался не понят и не принят. Я видел все эти комментарии, где люди писали о том, что фильм неправильно рисует время и место. Печально, когда об этом говорят те, кто как раз-таки понятия не имеет о том, как на самом деле выглядели время и место.
Десятилетия плохих и однообразных фильмов сформировали у людей массовое привыкание, далее у этих же людей возник запрос к чему-то новому и более правильному, но стоило ему появиться, как сила привычки проявила себя и человек оказался к новому не готов. Это известное массовое явление, которое происходит повсеместно, не только с одним отдельно взятым фильмом. Такие истории, как «Варяг», всегда обретают свою славу с ходом времени, но проблема в том, что это время уже не конвертируется в копейку, а когда ее нет, то нет у продюсеров и желания такие фильмы продолжать создавать. Отсюда мы возвращаемся к старой-доброй дилемме – люди хотят настоящее кино, но сами же люди ничего не делают для того, чтобы оно появлялось.
Занимательный факт: 10 самых кассовых фильмов мирового проката в 2022 году оказались сиквелами и перезапусками франшиз, среди них нет ни одного оригинального. При этом чуть менее 30 лет назад самыми кассовыми фильмами года являлись 10 оригинальных фильмов, не имевших никакого отношения к франшизам. В такой ситуации было бы нелишним спросить себя: что я сделал для того, чтобы повлиять на решение проблемы? И вообще: правильно ли я живу?
А если живешь неправильно и смирился с этим, то не нужно ради создания красивого имиджа пытаться самоутверждаться, критикуя устройство вещей на планете, к чему сегодня пристрастились очень многие. Справедливости ради, конкретно мы, россияне, помочь «Варягу» не могли – фильм сняли с проката в России на фоне санкций. Поэтому в нашей стране людям приходится смотреть данную картину в интернете на нелегальных сервисах, но в официальном русском дубляже, который успели создать до санкций и реализовали на рынках других стран СНГ, минуя Россию.
Многие называют «Варяга» лучшим фильмом 2022 года, однако чистый убыток его создателей составил около 40 млн.$. Такие ситуации уже давно перестали быть единичными – сложилась целая тенденция.