Я был в будущем. В следующие 18 месяцев каждый третий из россиян в возрасте 20-40 лет, то есть около 14 миллионов человек, посмотрит «Кто убил BlackBerry» – основанную на реальных событиях канадскую трагикомедию о первом в мире смартфоне. Формула успеха будет очень простой: всегда есть волна тех, кто отслеживает новинки фильмов в интернете; далее эти люди пишут отзывы и рекомендации, тем самым формируя мощный стартовый толчок для «сарафанного радио»; после этого «сарафанное радио» развивается естественным самотеком по мере того, как 99% посмотревших ставят фильму только высокие оценки, продолжая привлекать к нему все новую и новую аудиторию. Но это будет потом, чуть позже, когда фильм появится в сети. До этого момента он пройдет в прокате (выходит 11 мая, то есть сегодня). Пройдет настолько тихо, что никто, кроме читателей этого отзыва и парочки других, фильм не заметит. Не заметит в том числе из-за непрофессиональной работы кинотеатров, которые никогда не понимали, что такое кино, кому оно нужно, как оно появилось, для чего его смотрят, кому его показывать, и так далее.
Казалось бы, в чем заключается драма, если, как я сказал в самом начале, со временем фильм все равно почти все посмотрят?
Драма номер один: если мы умножим 14 миллионов зрителей на среднюю в 2022 году цену кинобилета в России (285 рублей), то получим почти 4 миллиарда рублей. Это деньги, которое такое кино могло бы заработать, если бы люди о нем вовремя узнали и пошли на него в кинотеатры. Говорю исключительно об одной части целевой аудитории фильма. По факту же сейчас в прокате фильм в лучшем случае заработает около 8-10 миллионов рублей.
Одна из причин, почему в мире так не любят создавать настоящее кино – потому что настоящее кино, как правило, не собирает кассу. При этом его все смотрят. Хорошо, если на легальных сервисах с платной подпиской. Но вы просто должны понимать, что с этой вашей подписки создатель фильма 300 рублей не получает. Получает гроши.
А теперь драма номер два: где впечатления от фильма будут лучше и сильнее – на экране телевизора, смартфона, компьютера, или же в кинотеатре? Ответ очевиден. А потому все те, кто пропустят фильм в кинотеатре, а таковых будет 99,9% из 14 миллионов человек, попросту лишат себя возможности насладиться им в полной мере. Задам извечный вопрос: считается, что мы живем в эпоху информационных технологий, но в чем они заключаются, где их помощь и поддержка, если сегодня выходит поистине крутое народное кино, а о нем никто не знает?
Куда ни посмотри – каждый считает себя продвинутым потребителем, но когда начинаешь разбирать, что именно человек потребляет, как он к этому подходит, то оказывается, что продвинутого потребления в его жизни очень и очень мало. И ладно бы, если речь шла о каком-то специфическом продукте для узкой аудитории. Но мы говорим о кино. И о кино в категории мэйнстрима. Такие фильмы смотрят все. Тысячи и миллионы людей в эту минуту живут с мыслью о том, что в кинотеатрах нечего смотреть. Живут с вопросом о том, что бы такое посмотреть в кинотеатре. Решение существует. Но его либо не берет на свой прилавок продавец (читай кинотеатр не ставит в репертуар), либо потребитель о существовании такого решения попросту ничего не знает. Вот вам два абзаца о той реальности, в которой мы живем. Объективной реальности. Она возникла не сегодня. Она возникла очень давно и не собирается куда-то уходить, несмотря на повальную имитацию людьми своего развития.
Теперь к фильму. Сложите «Человека, который изменил всё» Беннетта Миллера с «Одержимостью» Дэмьена Шазелла, и вы получите «Кто убил BlackBerry» Мэтта Джонсона. С оговоркой, что перед нами маленькое, недорогое и скромное независимое кино, которое, однако, смотрится похлеще многих титанов. Я имею ввиду, что мы не найдем здесь звездного актерского ансамбля, оскароносных оператора или композитора, и так далее. Но это кино, которое сделано с феноменальной страстью и не менее феноменальным вкусом. Самое удивительное то, что многие события вокруг этого фильма прямо повторяют его собственное содержимое.
Почему в Голливуде крупные кинокомпании, студии и просто продюсеры не заинтересовались таким проектом? Почему в разных странах мира типа России его прокатывают маленькие и едва известные дистрибьюторы? Почему его премьеры прошли на знаменитых кинофестивалях в Берлине и Техасе, но не в Каннах, Торонто, Теллуриде или Венеции, принадлежащих к наивысшему калибру? Почему фильм, несмотря на статус настоящего народного хита, скромно идет в ограниченном прокате с небольшим количеством сеансов? Для всех этих вопросов есть цитата центральных персонажей: «Потому что идиоты».
В фильме немногие захотели поверить в главного героя. Такая же судьба у фильма как продукта: в Голливуде посмотрели на имя режиссера и решили, что это история без перспектив. А он все-таки довел дело до конца, снял фильм с теми ресурсами, которые удалось найти, и это получилось очень круто. Когда я смотрю, как в фильме в одной из главных ролей играет некий 47-летний Гленн Хауэртон, которого я до этого вообще никогда нигде не видел, то я понимаю, что мне на его месте не нужен Брэд Питт, Хоакин Феникс или даже Дэниел Дэй-Льюис. И такие комплименты в адрес фильма можно сыпать очень долго.
Я бы и сам спокойно прошел мимо, но не мог не обратить внимание на интригующий синопсис на реальных событиях, а далее не поленился почитать кучу отзывов критиков и простых зрителей с трех известных кинофестивалей, где один восторженнее другого. В конце концов сегодня не так часто западное кино оказывается в официальном российском прокате, а потому к любому такому прецеденту проявляешь повышенное внимание, особенно когда картину сопровождает обилие высоких оценок.
Я, как, наверное, и многие, имел представление, что был смартфон BlackBerry (самый первый из всех смартфонов и самый популярный в свое время), но куда-то пропал, стал диковинкой в широкой массе, очевидно из-за неудачного положения на рынке с последующим крахом. Почему это случилось – я никогда для себя не поднимал этот вопрос. Фильм на этот вопрос отвечает. Я бы сказал, что он рисует три конкретных причины, почему ситуация сложилась именно так. Что это за причины я, конечно, спойлерить не стану. Но могу точно сказать одно: уверен, что все это можно найти на Википедии, но чтение ее страниц абсолютно точно не получится таким же увлекательным, как просмотр этой интереснейшей картины. Будучи трагикомедией она часто пробивает на смех. Но главная ее ценность для меня в другом: она побуждает делать то, что сегодня стало самым редким – думать. И чем больше в человеке предприимчивости, тем больше этот фильм говорит с тобой о твоем прошлом, настоящем и даже возможном будущем. Потому что он ловко и тщательно исследует те пути, что рождаются вместе с деловой инициативой.
Пока что самый легкий фильм для рекомендаций в 2023 году. Согласно логике и правилам его следует более глубоко разобрать в этом тексте. Но не хочется. Просто начните его смотреть. Потому что уже спустя несколько минут не сможете оторваться.
P.S. Переживаю за дубляж, потому что смотрел на оригинале с субтитрами. Если дублированные голоса в фильме звучат так же, как в дублированном трейлере, то всеми силами избегайте сеансов с дубляжом.
В кинотеатрах России с 11 мая 2023 года