«Быть Сальвадором Дали» не содержит в себе больших откровений относительно жизни легендарного художника, но для общих представлений о его личности фильм вполне подходит. К тому же перед нами в некотором смысле редкий байопик, который развлекает: он довольно позитивный, выполнен в светлых и ярких тонах, тяготеет к живописным пейзажам, часто острый на язык, с бодрым повествованием, и очень харизматичными центральными ролями. К слову о ролях: признаюсь, что Бен Кингсли в роли Дали здесь играет лучше, чем большинство мужчин-номинантов на «Оскар» за последние годы, при этом Бена Кингсли за эту роль никто не номинировал. А все потому, что не вписался в оскаровский шаблон.
Но есть в картине и такая центральная роль, которая все портит. Мне вот безумно интересно из каких таких соображений исходили 70-летняя постановщица Мэри Хэррон и ее супруг-сценарист Джон Уолш, когда одна режиссировала, а второй писал роль для ассистента Дали, которого в фильме играет Кристофер Брайни. Что ни сцена, то фейспалм. Причем по сути речь идет о главном герое, потому что повествование о Дали строится через глаза его ассистента: нам показывают художника таким, каким его видит помощник. Сама по себе идея адекватная и обоснованная, но ее исполнение проваливается сразу по двум фронтам: персонаж ужасно написан, персонаж ужасно сыгран. А ведь в плане количества экранного времени он, по-моему, не уступает Бену Кингсли с его Дали.
Нельзя сказать, чтобы фильм прицельно бил по конкретной теме. Он берет поздние годы жизни Дали, фокусируется на взаимоотношениях с Галой (она же Елена Ивановна Дьяконова из Казани), а далее в равной степени развивает идеи старения, творческого истощения, каналов для вдохновения. Показывает закулисную сторону звездной тусовки. А самое главное – обращается к вопросу о цене гениальности.
Фильм очень хорошо понимает идею того, что человек – это условный сосуд, который можно наполнить самым разным химическим составом. Когда в составе сильно нарушается баланс, то начинают преобладать одни вещества над другими, образуется серьезный перекос. Его итог – это человек, который чрезвычайно продвинут в одном, но совершенно неприспособлен к другому. Отсюда вытекает ценность таких фильмов: они позволяют нам понимать, что пока мы наблюдаем провал человека в одной конкретной ситуации, то существуют и другие ситуации, в которых этот же человек, напротив, способен блестяще себя показать. Особенно при наличии поддержки. Она всегда являлась ключом к тому, чтобы такие, как Дали, появлялись. И для всех нас будет лучше, если такие, как Дали, продолжат появляться, ведь от этого зависит количество и качество красок в той жизни, которую мы проживаем.