Сегодня, 2 февраля 2023 года состоялась российская премьера фильма «Небо над Берлином», с подачи Russian World Vision, кинокомпании делающей упор на приобретение прав и показ арт-хаусного кино, имеющего некую культурную ценность для современного зрителя.
Данный фильм режиссуры Вима Вендерса назван поэтическим признанием в любви к человечеству и был отмечен множеством наград в своё время. В том числе он стал победителем Каннского кинофестиваля 1987 года, а ныне выходит отреставрированная, оцифрованная в 4К версия картины. Об этом ненавязчиво сообщается непосредственно перед началом фильма. О том, какой это был кропотливый труд.
Ну, что я могу сказать, касательно увиденного? То ли жанр арт-хаус – совершенно не моё, то ли я, как и большинство современников, зачерствел душой и закостенел умом, но этот фильм, названный ко всему прочему легендарным, не вызвал во мне ни одной живой эмоции, кроме скуки.
А может все дело в том, что «Небо над Берлином» хоть и был новаторским фильмом для своего времени, будоражил воображение и т.д., но совершенно не перекликается с современными реалиями, духом нынешнего времени? Ведь все меняется, все проходит: эпохи, взгляды, вкусы, мысли.
Что-то, конечно есть в этом фильме, как и в фильме «Город ангелов» с Николасом Кейджем например, чем-то схожим с данной картиной. Но на мой взгляд эта идея, что «жизнь настолько прекрасна и вожделенна, что даже ангелы оставляют вечность, чтобы вкусить её хотя бы коротенький миг» – уже давно морально устарела. Как минимум, на мой взгляд, здесь нужен свежий взгляд на тему, новая подача может быть.
И тут я вполне осознаю, что те, для кого этот фильм был находкой в своё время, готовы будут за мои слова закидать меня камнями 🙂 Это как с легендарными для нашего поколения «Трое из Простоквашино» и «Ну, погоди!», новая интерпретация коих вызывает нервный тик и заставляет сжиматься кулаки на «посягнувших на святое». То же, например, касается новых «Трёх мушкетёров» или продолжение «Иронии судьбы».
Лично я считаю, что у каждого кинопродукта есть свой срок годности и однажды приходит время оставить любимые нами проекты в прошлом и двигаться дальше. Есть ли хоть какой-то смысл в попытках реанимировать труп и выжать из него последние капли крови? Это все равно, что подавать деликатес с вышедшим сроком годности. В лучшем случае вызовет несварение, а в худшем – тяжелое отравление.
Да, фильм был некогда новаторским, да, он был легендарным. Но лично мне, как современному зрителю, он совсем «не зашёл». Однажды, на мой взгляд, и само кино – канет в вечность, как, например, было с кассетными плейерами, CD-дисками и прочим. И всегда найдутся те, кто останется над прахом былого поностальгировать, пока остальной мир двигается дальше, развивается, открывает новое.
Итог. Фильм «Небо над Берлином» мне не понравился от слова «совсем». Досмотрел я его до конца, до самых титров только из присущего мне любопытства. Рекомендовать такое я бы точно никому не стал. Такое кино, наверное, должно само находить своего зрителя.