Книга «Зулейха открывает глаза» заслужено получает восторженные отзывы читателей. Она повествует о непростом периоде, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», но только определенному кругу лояльных или фанатично ратующих новому политическому строю людей. Но позже система ломала и их в том числе, создавая себе подушку безопасности. Не буду углубляться в глубины российской истории, а перейду к впечатлениям от постановки, которая прошла на сцене театра Камала.
Весьма смелое решение поставить спектакль по книге объемом более 400-х сот страниц и уместить их в 2.50 часа. Но. Башкирскому академическому театру драмы это удалось. Получилось впечатляюще. Впечатляюще в плане актеркой игры, которая пробирала до мурашек, особенно это касается работ Игльгизы Гильмановой (Зулейха), Азата Валитова (Иван Игнатов), Артура Кунакбаева (Зиновий Кузнец). Ото всех актеров ощущалась самоотдача, поэтому зрительный зал долго не отпускал актерскую труппу, вызывая несколько раз на бис.
Актеры задействованы не только в пределах сцены. Во время спектакля они выходят к зрителям, как того требует постановка. Возникает ощущение сопричастности к действу. С технологической точки зрения, создатели спектакля также подошли грамотно, мне понравились каким образом они показали агитационный плакат. Не обойдется и без фантазии зрителя. Тем, кто не знаком с книгой будет проблематично понять, где происходит то или иное действие, потому что декорации не сменяются. Вместо этого, механическая статичность на сцене легко перекрывает массовка актеров, которые находятся в движении.
Интересный подход к материалу. Грамотно сократили историю, не упуская деталей книжного повествования. Если сравнивать с книгой, то, несомненно, имеются различия, но это естественно, потому что невозможно уложить в рамках спектакля все то, что написала Гузель Яхина.
И в книге и в спектакле присутствует символизм и знаковость. Прямое действие выражено иносказательно, как и то, что Зулейха открывает глаза. Она открывает глаза на реальную жизнь, которая намного сложнее и многограннее той, что была у нее в деревне и эта новая жизнь не вписывается в рамки ее старого мировоззрения, в котором все запрещено, в том числе и говорить «нет» мужу.
Возвращаясь к постановке, отмечу, что, не смотря на общую положительную картину спектакля, минус состоит в его концовке, которая получилась скомканной и торопливой. Она лишена драматизма и не соответствует временной хронологии, которая отражена в книге. Произведение охватывает временной промежуток в 16 лет, и последние финальные сцены держат читателя на высоком эмоциональном уровне. В спектакле возраст у Юзуфа маловат, чтобы начинать самостоятельную жизнь.
Сей факт нисколько не преуменьшает достоинств и заслуг Башкирского театра. Создателям удалось лаконично вместить больше половины истории в хронометраж и сценические рамки, за что им честь и хвала.
ФОТО РОМАНА ШУМНОВА