12 апреля 2023 году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. И, наверное, все театры страны принимают участие в этом праздновании своими новыми постановками по пьесам драматурга. Как искушенному, так и неискушенному зрителю напоминают о богатом наследии драматурга. Постановки разные, как и видение произведений Островского разными режиссерами в многочисленных театрах страны. Одни спектакли смотрят на героев серьезно, другие весело.
Московский Театр на Бронной в мае с.г. представил сразу две пьесы в одном спектакле в постановке режиссера Кирилла Вытоптова под общим названием: «Богатые невесты. Новый сезон». Две пьесы драматурга искусно сшиты в одной постановке. Герои пьесы «Богатые невесты», перенесены в наше время. Семья Цыплунова: сын Юрий — режиссер и автор сценария сериала «Невольницы», мать Анна Афанасьевна — актриса. Они снимают и снимаются в фильме, сюжет которого нам представляют как на сцене, так и с применением мультимедийных технологий. Остальные герои смотрят сериал. Ходят на экскурсию на студию, но в целом живут жизнью в соответствии с пьесой Островского «Богатые невесты».
На сцене переплетаются не только сюжеты, но и герои обеих пьес и не только потому что некоторые актеры играют героев в обеих пьесах. Например, Сергей Чонишвили в невольницах играет Евдокима Стырова, а в «Богатых невестах» Всеволода Гневышова, превратившегося из важного барина и действительного статского советника в отставке в действующего генерала. А Ольга Сирина играет Анну Цыплунову в «Богатых невестах» и экономку Марфу в «Невольницах», превращаясь из одного образа в другой прямо на сцене как на съемочной площадке. Героини обеих пьес наблюдают за развитием событий друг у друга, то встречаются и как бы заходят друг к другу в гости и даже вместе поют. Иногда думаешь, кто из них зритель, а кто актер. Зритель сидит в зрительном зале и весело смеется, потому что то, что на сцене происодит остроумно, интересно и поставленно в водевильном стиле. Диана Огай в роли героини сериала «Невольницы» Евлалии периодически эффектно падает в обморок, вызывая общий веселый смех публики. А грим Чонишвили в сериале вызвал просто бурный смех. Можно сказать, что все образы в пьесе «Невольницы» созданы сочными красками.
«Невольницы» представлены как костюмированный в соответствии со временем и в соответствующих декорациях сериал. Тут есть все и признаки студийных съемок, мобильные павильоны, которые периодически выкатывают на сцену. Бегают операторы с современной цифровой техникой, снимаемые кадры напрямую транслируются на несколько огромных экранов на сцене. Правда, операторы больше похожи на блогеров со смартфонами. А зритель имеет возможность увидеть героев не просто крупным планом. А супер крупным. Иногда в трех ракурсах сразу. Тут можно отметить интересную работу художника и сценографа спектакля Наны Абдрашитовой.
Вот героям «Богатых невест» не так повезло с декорациями и костюмами. И образы несколько скучноваты несмотря на все старания Татьяны Ошурковой в роли богатой соседки Антонины Бедонеговой быть на уровне водевильного стиля «Невольниц».
Весь спектакль — это ироничный взгляд на мыльные сериалы, на корыстную любовь и даже на романтичную. И в тоже время это и назидание старым мужьям, берущим молоденьких девушек в жены или любовницы, и демонстрация того, как дурное воспитание и безделье может завести на кривую дорожку не окрепшую юную душу.
Герои, а точнее героини, поют песню Алексея Глызина «То ли воля, то ли неволя» в новой аранжировке и «Женские штучки» культовой «Колибри». Текст: «то ли воля, то ли неволя» так и звучит в постановке. Хорошо, когда ответ на этот вопрос ироничен настолько, что слова «свобода» и «воля» периодически запикиваются как иногда делает цензура с запрещенными кадрами и словами.
Публика всех поколений смеялась и делилась самыми приятными ощущениями. А я уходя, напевала: «Ах, водевиль, водевиль. Водевиль».
Людмила Шерова
Фото пресс-службы театра