Думаю, что многие уже успели убедиться, что Антон Лапенко чертовски талантливый малый с большим актёрским диапазоном. В фильме «По-мужски», который выходит на экраны с 10 ноября, он сыграл свою первую главную роль в полнометражной психологической драме. Или триллере, если угодно. Фильм является неким исследованием того, что же значит быть настоящим мужчиной и поступать соответствующе, он нащупывает грань между мягкотелостью и грубостью, скованностью и откровенной агрессией. И, надо сказать, порой приятно удивляет.
Камерная драма Максима Кулагина была отмечена на фестивале нового российского кино «Горький Fest» за лучшую режиссуру, драматургию, мужскую роль и изобразительное решение. Простая как три копейки, эта история практически необъяснимо цепляет и способствует бурному и долгому обсуждению после просмотра. Этот фильм как будто немного смещает фокус кинематографа, который сосредоточился на сильных женщинах, на мужчин со своими загонами и слабостями.
Казалось бы, кому из мужчин будет интересно смотреть такое кино и признаваться в собственных недостатках? Прекрасный пол подумает — фильм про униженных и оскорблённых мужчин? Нет, спасибо. Но «По-мужски» является многослойным коктейлем, в котором смешались темы абьюза, приспособленчества, фантазии-рассуждения о том как лучше поступить в конкретной ситуации. А ещё фильм Кулагина несёт в себе важнейший посыл — молчание не всегда золото.
В идеальной и размеренной жизни Глеба и Полины происходит неприятный инцидент — когда они приезжают вместе с подругами на дачу, пьяный сосед не находит лучшего места для пакета с мусором как двор главных героев. В результате стычки Полина получает по лицу. Вот тут-то и начнётся проверка на мужика — как поступит Глеб? Молча «схавает» произошедшее или даст отпор неадекватному соседу?..
А у неадекватного соседа есть милая жена Таня и дети. Танечка является ярким примером Стокгольмского синдрома — муж лупит её почём зря, а она его идеализирует и оправдывает. Любовь порой зла и слепа. Отношения Глеба и Полины тоже теряют зрение, теряют голос. Ведь они совсем не говорили друг с другом о том, что их не устраивает и накопившееся прорвало дамбу. Такова, видимо, цена за успех Глеба, который имеет собственный бизнес.
Несмотря на то, что чаша «По-мужски» полна психологизма, в фильме есть и забавные моменты. Они напоминают о том, что каким бы взрослым не казался мужчина, в нём раз и навсегда засел ребёнок, неконтролируемый, склонный к авантюрам, требующий стыдных и необдуманных поступков. Куда менее забавно то, что обществом нам навязаны стереотипы, которые вынуждают нас искать триггеры для того, чтобы стать кем-то другим, другой версией себя. Лучше, круче, увереннее, жёстче. Глебу, как мне кажется, подобным триггером послужила ночная встреча с гоп-компанией.
Важно говорить и прислушиваться. Важно смотреть на себя со стороны. Важно принимать себя со всеми неровностями, неточностями. Только не пользоваться этим, а становиться лучше. И может когда-нибудь определить для себя, что же такое быть настоящим мужчиной. Как по мне, так нужно найти золотую середину между бестолковым носителем пениса и ванильным романтиком.
P.S. «Ненастоящий мужчина, просто тень, Он не желает быть сильным — просто лень. Просто так бывает, просто накрывает пустота. Ненастоящий мужчина молча курит у окна…»