Эта экранизация пьесы Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате» является не просто ностальгическим кино для поколения тридцатилетних, но и исследованием травмирующего одиночества, покинутости и следствий от невысказанных обид. Компания «Вольга» выпустила фильм в прокат с 18 января, так что пора лицезреть русское кино, за которое не стыдно.
«Танцуй, селёдка!» не будет настойчиво рассказывать вам о суровой женской доле, так как история героини в исполнении Саши Бортич на самом деле универсальна. Как универсальны и триггеры, в том числе музыкальные. Я сам всё детство, всю юность провёл с мачехами и это было не самое радужное время. Злился на отца, сейчас уже не хочу. А музыка, кстати, всегда как-то возвышала над суетой.
Так, видимо, полагал и отец Жанны (Павел Майков), который любил записывать музыкальные сборники на кассеты. Под них в свою очередь очень любила танцевать Жанна (ну или «селёдка», как прозвал её всё тот же батя), без спроса включая Чичерину, видеокамеру и записывая так называемые клипы.
Прошло время и отец бросил семью. Прошло едва ли не два десятка лет и Жанна столкнулась с тем, что непутёвого папку некому хоронить. Организация похорон легла на хрупкие женские плечи, но на помощь пришёл старый знакомый Жанны. Правда, во время перевозки в морг отец решил «воскреснуть»… Да здравствует безумное роуд-муви по местам былой славы!
Чем хорош жанр роуд-муви, так это тем, что в конце путешествия герои никогда не остаются прежними. И эта эволюция пронзает и зрителя насквозь! Тем более, что здесь мы имеем роуд-муви по ухабам непростой судьбы, по лужам горьких слёз и по непаханому полю затаённых обид. Павел Майков сказал: «Это фильм о любви. Если это не о любви, тогда это плохое кино. Потому что без любви невозможно. А ещё этот фильм о человеческих взаимоотношениях, о взаимопонимании, о невозможности понять друг друга, о том, что близкие люди редко рождаются под одной крышей». Сколько бы кинолент о невозможности диалога между разными поколениями мы не смотрели, «Танцуй, селёдка!» это ещё один яркий пример иллюзорной, но необходимой беседы отцов и детей.
К концу фильма броня Жанны, напускная уверенность всё равно растворится, а отца уже не вернёшь. Мы зря возводим заборы и отдаляемся. А потом ставим оградки и молчим, ведь больше нечего и некому сказать. Хиты из девяностых явно неспроста призывают не верить слезам и прощальных слов не говорить, ведь завтра будет новая встреча и возможность прокатиться верхом на звезде. Сам уже будучи отцом, я пока что ясно представляю, что хочу вести плодотворный разговор со своим ребёнком — вживую, на бумаге, посредством аудио- или видеоматериалов. Но постоянно и как можно дольше.
Сочетая в себе много разных компонентов и жанров, фильм Александры Лупашко выводит старую, но важную мораль — время это великий обманщик, не стоит с ним тягаться. Просто будьте рядом с близкими.
P.S. «Если день такой, что прям жопа — танцуй!»